Эстетика революционеров-демократов
Основные теоретические постулаты эстетики революционеров-демократов были сформулированы Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. В статье «Г-н –бов и вопрос об искусстве» (1861) Достоевский выступил с обсуждением эстетических проблем, поставленных демократами. Это проблема отношения искусства к действительности и проблема идеала (красота — у Достоевского, прекрасное — у Чернышевского).
Достоевский разделял со своими оппонентами из демократического лагеря представления об общественной природе искусства, направленного всегда на удовлетворение потребностей человека, о том, что предметом искусства является «общеинтересное в жизни». Однако если для Чернышевского связь искусства с действительностью осуществляется по гносеологической схеме «воспроизведения» и «отражения», чреватой механистичностью, то для Достоевского в искусстве реализуется природная эстетическая потребность человека — оно творит по законам красоты и гармонии. Достоевский преломляет проблему отношения искусства к действительности в проблему художественности. Отсюда следует, что Достоевский трактует искусство как исключительную сферу прекрасного, ибо цель искусства — быть совершенным. «Добролюбовы и Писаревы <...> в сущности отвергали литературу — целую область человеческого духа» (291; 207). Достоевский отмечает в статье «Ответ “Русскому вестнику”», что истинные шедевры «...производят высокое, божественное впечатление искусства, потому именно, что они сами произведение искусства. Тут действительность преобразилась, пройдя через искусство, пройдя через огонь чистого, целомудренного вдохновения и через художественную мысль поэта. Эта тайна искусства, и о ней знает всякий художник...» (19, 134 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Полезно-общественной функцией искусства обусловлен другой смысл красоты у Достоевского, близкий по содержанию к категории прекрасного у Чернышевского: прекрасное — это жизнь, как мы ее себе представляем. В статье «Г-н –бов и вопрос об искусстве» Достоевский пишет о будущей социальной гармонии как высшей, идеальной цели человечества. Но у Достоевского наблюдается тенденция расширительного толкования красоты и идеала — вне тематических рамок. Например, антологичное стихотворение Фета «Диана» воплощает довольно абстрактный идеал красоты и гармонии, по которой тоскует современный человек. Достоевский считал, что его объединяет с демократами единая цель, т. е. единый идеал, но разъединяют представления о средствах их достижения. Достоевский утверждал значение братской любви, демократы — социальной революции. Принципиальные программно-эстетические несовпадения с демократами сказались в негативной оценке Достоевским народных рассказов и очерков М. Вовчка и Н. Успенского, в полемике со статьями Добролюбова и Чернышевского об этих авторах, с добролюбовской концепцией «темного царства».
Житкова Л. Н.