О сайте

Правовая информация | Благодарности | Обратная связь

«Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает, и душа получает новое огненное крещение. Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему раскрываются иные измерения бытия. Достоевский — великий революционер духа. Он весь направлен против окостенения духа».

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского

История появления ресурса относится к лету 2012 года, когда было принято решение о публикации полного свода прижизненных изданий Достоевского в электронном виде. После увлекательного процесса поиска книг в различных библиотеках и архивах мы с удивлением обнаружили ряд фолиантов, не описанных ранее ни в библиографических указателях, выпущенных до кровавого октябрьского переворота, ни в более поздних изданиях (включая научные собрания сочинений писателя). Замечательная Анна Григорьевна Достоевская, подготовившая изданные в 1906 г. «Библиографический указатель...» и Каталог «Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского...», скромно замечает: «Я убеждена, что, несмотря на старание составить "Указатель" возможно полнее и точнее, в нем окажется много погрешностей; за указание их, а также не имеющихся еще в "Музее" предметов, относящихся к памяти моего незабвенного мужа, я буду очень признательна, так как это даст мне возможность пополнить "Музей", а также внести поправки при следующем издании (если оно понадобится) "Библиографического указателя"».


Каталог «Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского...» с дарственной надписью А. Г. Достоевской А. П. Новицкому. Экземпляр из собрания Сергея Рублева

Можно только порадоваться причастности к продолжению подвижнического труда Анны Григорьевны, завершенного ею более века назад.

К нашим разысканиям, которые могла бы внести А. Г. Достоевская «при следующем издании "Библиографического указателя"», следует отнести: второе издание «Отечественных записок» за 1846 г. с журнальной редакцией «Двойника» (до настоящего момента было известно только о первом издании); второе издание «Русского сборника» (1877), где напечатана «Кроткая» (в Каталоге А. Г. Достоевской зарегистрировано только первое издание); неавторизованную публикацию отрывка романа «Идиот» («Общий друг веселья...»), пять публикаций главы «Представление» («Записок из Мертвого дома») в «Русской хрестоматии» А. Филонова, о включении которой, по всей вероятности, не знал и сам Достоевский. Позднее нами были найдены и два отдельных прижизненных издания «Записок...» с разночтениями в тексте: второй тираж первого и первый тираж последнего.

С целью дальнейшей популяризации творческого наследия Ф. М. Достоевского, а также предоставления свободного доступа к материалам, имеющим отношение к писателю, мы увеличили количество разделов сайта до существующих десяти.

Собранная и проанализированная информация, связанная «достоевской» тематикой, агрегируется в разделе «Новости». Здесь размещаются сообщения о планируемых и уже состоявшихся мероприятиях (конференциях, встречах, презентациях, спектаклях), обо всех книжных новинках, связанных с именем автора «Преступления и наказания», «Братьев Каразамовых» и «Бесов»; публикуются тексты интервью с известными писателями, литературоведами, историками, филологами, актерами и режиссерами — теми, кто говорит и пишет о Достоевском и его произведениях.

В «Биографии» представлены: великолепное исследование К. В. Мочульского «Достоевский. Жизнь и творчество» (Париж: YMCA-PRESS, 1947), которое он, проживая в Париже, готовил в тяжелейшие годы войны без оглядки на Главлит и цензуру; два издания из серии «Жизнь замечательных людей» (Ю. И. Селезнев, Л. И. Сараскина); книга Г. И. Чулкова «Жизнь Достоевского», несколько десятилетий в виде машинописи пролежавшая в российских архивах и не пропущенная в печать советской атеистической цензурой; электронная версия личного экземпляра «каторжного» Нового Завета писателя и летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского.

Безусловно, один из самых главных и насыщенных разделов сайта — «Сочинения». Здесь в электронном виде размещены уже упомянутые в самом начале все без исключения прижизненные издания Достоевского (первые журнальные и газетные редакции, отдельные издания, неавторизованные публикации); другие интересные книги, изданные после 1917 г., включая уничтоженное литпогромщиком Заславским, но чудом сохранившееся в считанном числе экземпляров издание романа «Бесы» (М.; Л.: Academia, 1935). По мере выхода томов новейшего академического Полного собрания сочинений и писем Ф. М. Достоевского в 35 т., подготавливаемого в настоящее время Институтом русской литературы РАН (Пушкинский дом), в текстовом виде будут опубликованы все художественные произведения Ф. М. Достоевского; оставшиеся в рукописях художественные наброски, планы, стихотворные фрагменты; «Дневник писателя»; критические и публицистические статьи, редакционные примечания (в журналах «Время», «Эпоха», «Гражданин»); объявления; письма Достоевского (к отдельным адресатам и официальные); выдержки из записных тетрадей сугубо личного характера и деловые бумаги. Размещены статьи о неосуществленных замыслах писателя.

В алфавитном порядке даны сведения об основных персонажах художественных произведений Достоевского (свыше 500), а в «Иллюстрациях к произведениям» представлены рисунки, офорты и другие графические материалы.

Биографические данные о родственниках писателя, коллегах по цеху, друзьях и недругах (около 300), с которыми Достоевский встречался и творчески взаимодействовал на протяжении всей своей жизни, публикуются в разделе «Окружение». В большинстве случаев впервые даются их даты жизни, указываются места рождения и смерти, самым подробным и тщательным образом раскрывается вся история личностных и творческих взаимоотношений Достоевского с современниками, отмечается обширная критическая литература, приводятся архивные данные.

В «мемуарном» разделе представлены: два издания «Воспоминаний» А. М. Достоевского (1930, 1992), «Дневник 1867 года» (1993) и «Воспоминания» (1987) А. Г. Достоевской, «Годы близости с Достоевским» (1928) А. П. Сусловой; без искажений и купюр (по текстам прижизненных или первых изданий) опубликованы воспоминания близких друзей и знакомых Ф. М. Достоевского — М. А. Александрова, барона А. Е. Врангеля, С. В. Ковалевской, А. Ф. Кони, А. П. Милюкова, А. И. Савельева, С. Д. Яновского, К. А. Трутовского (включая первую (раннюю) редакцию) и многих других.

В «Исследованиях» находятся фундаментальные монографии филологов и литературоведов (в том числе изданные в XX в. небольшими тиражами и не утратившие своего научного значения): В. С. Нечаевой, Б. Н. Тихомирова, Т. А. Касаткиной, К. А. Степаняна, Л. И. Сараскиной, А. Л. Бема, Д. С. Мережковского, М. М. Бахтина и других.

Отдельно нужно отметить размещенную у нас литературу «русского зарубежья», доступ к которой в советское время был полностью закрыт для простых читателей. Экземпляры «вредных» и «неугодных» тогдашней власти книг, попавших на территорию СССР, Главлит направлял в спецхраны, где они, преданные забвению, собирали библиотечную пыль. Ссылаться на книги из спецхрана запрещалось категорически. Вместе с тем партийные и номенклатурные работники, открывавшие двери таких хранилищ ногой, читали эти издания взахлеб и с карандашиками в руках. Любые русскоязычные книги, напечатанные «там», попадали в «черный список» автоматически. «Миросозерцание Достоевского» Н. А. Бердяева (Прага, 1923), «Достоевский и его христианское миропонимание» Н. О. Лосского (Нью-Йорк, 1953), «Свет в ночи (О "Преступлении и наказании"). Опыт медленного чтения» Г. А. Мейера (Франкфурт-на-Майне, 1967), «Система свободы Ф. М. Достоевского» А. З. Штейнберга (Берлин, 1923), «Ф. М. Достоевский в Бад-Эмсе» Н. А. Натовой (Франкфурт-на-Майне, 1971), сборник статей о Достоевском «Записки Русской академической группы в США» (Нью-Йорк, 1981) — все эти библиографические редкости мы купили, оцифровали и разместили на сайте. Страшно подумать, какой удар хватил бы прихлебателей тирана и террориста Кобы, посети они наш ресурс. Г. А. Мейер писал:

«Святая задача эмиграции, зарубежной и внутренней (есть и такая), — разобраться в минувшем, отделить в нем пшеницу от плевел, отыскать неведомые посевы, предназначенные для будущего, хоть и не взращенные, но всё еще живые. Пора нам понять, после подпольных и чердачных персонажей Достоевского, что подвалы и скворечники, клетушки, кабинки, каюты и каморки, столь похожие на гроба, на мучительные прообразы смерти, неизменно скрывают в себе до времени грозные и великие возможности сияния и тьмы, греха и подвига. После Раскольникова и Кириллова, после их страшных опытов, созревавших на нищенских вышках и в скудных комнатушках, после подпольных замыслов Петра Верховенского, словом, после всех этих темных мечтаний и дерзаний, сразу в двух встречных направлениях, извне и изнутри взорвавших мир, расщепивших атом, нам ли бояться духовной заброшенности и внешнего убожества жизни?! Нельзя забывать, что судьба оказала нам двойную — трагическую и комическую — услугу, расселив нас по углам и чуланам, в которых еще так недавно она выдерживала до срока социалистических уродов, патлатых и лохматых завистников, накопивших неистовую злобу и сокрушивших-таки, наконец, величайшую в свете империю. Запомним урок: на задворках жизни, в ее забытых закоулках обретается опыт, вырастают силы, меняющие судьбы мира. И если все эти Троцкие, Ленины, Бела-Куны и Сталины, эти полусущества, порожденные болотными испарениями, эти выходцы из гробов, столь похожие на упырей, на изъятых из клинических банок заспиртованных недоносков, могли своей накопленной злобой изувечить весь мир, то ведь и мы, нынешние обитатели этих самых каморок, кое-что накопили за долгие годы тоски по утраченному отечеству» (Мейер Г. А. У истоков революции. Frankfurt/Main: Посев, 1971. С. 23–24).

«Путь, избранный Петром Верховенским, это путь Сталина, Гитлера, никогда никаких угрызений совести не испытавших. Надо совсем не чувствовать смешного, чтобы вообразить, хотя бы на мгновение, как кто-то, скажем, та же Соня, надевает крест на грудь Петру Верховенскому или Сталину, а они при этом налагают на себя крестное знамение» (Мейер Г. А. Свет в ночи (О «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения. Frankfurt/Main: Посев, 1967. С. 375).

Авторов литературы «русского зарубежья» продолжали бояться. Несколько лет назад нам в руки «упали» три тенденциозных сборника из спецхрана ИНИОН с — внимание! — грифом «Для служебного пользования» (1975, 1980, 1982). Пройти мимо такой «красоты» у нас не получилось.

Не получается забыть и попавшую в опалу к Главлиту дочь Достоевского, Любовь Федоровну, практически полный свод книг которой мы бережно храним в «Архиве Л. Ф. Достоевской». В Российской Государственной библиотеке имеется прижизненное англо-американское издание ее мемуаров об отце, выпущенное в 1922 г., на котором сохранился, будто в назидание потомкам, кусочек истории — карандашная помета ответственного (а другие в спецхранах и не водились) сотрудника: «1 экз. наст[оящей] книги направлен Главлитом в Общее хранение с разреш[ающим] штампом. (Предисловие устранено и стр. 77, 247, 249, 263). 28.I.40». Полагаем, комментарии излишни. В то же время нельзя не упомянуть о последнем прижизненном издании воспоминаний Л. Ф. Достоевской, выпущенном в 1926 г. на французском языке в Париже. Мы нашли и приобрели эту редчайшую книгу (к слову, ее не оказалось даже в Библиотеке Конгресса США!) несколько лет назад не то у Пьера, не то у Жака. В 2017 г. она, переведенная на русский язык и озаглавленная «Мой отец Федор Достоевский», с глубоким историко-литературным и реальным комментарием увидела свет в московском издательстве «Бослен».

Также в «исследовательском» разделе представлены альманахи «Достоевский. Материалы и исследования», «Достоевский и мировая культура», «Достоевский и современность», справочник «Достоевский. Эстетика и поэтика».

В специальном подразделе каленым железом выжигается ересь о Достоевском, распространяемая в любых видах медиа и публикуемая в книгах.

Представлена информация обо всех музеях Ф. М. Достоевского, размещены все известные к сегодняшнему дню фотографии писателя, а также графические и живописные работы, созданные в годы его жизни.

Информация о художественных, документальных (неигровых) фильмах, театральных спектаклях, снятых и поставленных по произведениям Ф. М. Достоевского, отражена в разделе «Кино / ТВ / Театр».

В эпоху почти тотального расцвета лжепророков в нашем мире и, как следствие, культурной деградации современной молодежи не угасает надежда, что этот сайт возродит интерес к литературе и осмыслению уроков прошлого, смысла настоящего и перспектив будущего.

Ваш Сергей Рублев.