О сайте

Летопись | Правовая информация | Наши партнеры | Мы в соцсетях | Обратная связь

Заказать книгу К. Баршта «Рисунки и каллиграфия Ф.М. Достоевского»

«Для меня, что бы ни узнал я дурного, преступного, даже постыдного — если вообще что-либо подобное было — о жизни, о действиях Достоевского, образ его не омрачится, и окружающий его ореол святости не потускнеет, ибо я чувствую, что горевший в нем огонь все победил и все очистил. И сам он чувствовал силу этого очищающего огня. Им он жил и от него умирал» (Д. Мережковский).

История появления ресурса относится к лету 2012 года. К тому моменту планировалось создать электронную библиотеку всех без исключения прижизненных изданий Ф.М. Достоевского, представляющих несомненный интерес не только для ученых-достоевистов, но и для представителей различных научных сообществ, библиофилов и простых читателей. Увлекательный процесс поиска таких изданий начался с посещения библиотек и архивов. Пересматривая самые разнообразные каталоги и справочники, мы обнаружили прижизненные публикации, не описанные ранее в библиографии писателя. К таковым разысканиям следут отнести второе издание «Отечественных записок» за 1846 г. с журнальной редакцией «Двойника» (до настоящего момента было известно только о первом издании); второе издание «Русского сборника», где напечатана «Кроткая» (в Каталоге А.Г. Достоевской зарегистрировано только первое издание); неавторизованная публикация отрывка романа «Идиот» («Общий друг веселья...»), пять публикаций главы «Представление» первой части «Записок из Мертвого дома» в «Русской хрестоматии» А. Филонова, о включении в хрестоматии которых, по всей вероятности, не знал и сам Достоевский. Позднее были найдены и два отдельных прижизненных издания «Записок...» с разночтениями в тексте: второй тираж первого и первый тираж последнего.

По мере того как более-менее вырисовывалась, стала понятна и частично достигнута первоначальная цель, было принято решение, во-первых, о значительном увеличении разделов сайта (до существующих десяти), а во-вторых, о регистрации ресурса в качестве сетевого издания — электронного средства массовой информации.

Деятельность зарегистрированных в установленном порядке сетевых изданий регламентируется Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (в ред. от 03.07.2016 г.). Учредитель (учредители) и главный редактор зарегистрированного СМИ в соответствии с законом несут полную ответственность за публикуемые в таком издании материалы. Кроме того, мы лично заинтересованы в размещении достоверной и актуальной информации, касающейся жизни и творчества Ф.М. Достоевского, свободной от цензуры, ошибок, лакун и купюр. Осознавая, в то же время, что опечатки и неточности могут наличествовать в любом издании, редакция прилагает все усилия для своевременной корректуры тех материалов, в которые вкрались ляпсусы. Только на электронных ресурсах можно мгновенно отредактировать любой текст в отличие от уже отпечатанных тиражей газет, журналов, книг.

После регистрации ресурса в качестве СМИ были сформулированы две основные задачи сайта: популяризация творческого наследия Ф.М. Достоевского и свободный (безвозмездный) доступ к материалам, имеющим отношение к писателю. Любая публикация, размещенная на нашем сайте, доступна для чтения и загрузки на персональные устройства посетителей без каких-либо ограничений, бесплатно, из любой точки земного шара, подключенной к сети Интернет.

В разделе «Новости» агрегируется собранная и проанализированная информация, связанная «достоевской» тематикой. Здесь размещаются сообщения о планируемых и уже состоявшихся мероприятиях (конференциях, встречах, презентациях, спектаклях). Мы первые сообщаем обо всех книжных новинках, имеющих отношение к автору «Преступления и наказания», «Братьев Каразамовых» и «Бесов». В новостной колонке публикуются интервью с известными писателями, литературоведами, историками, филологами, актерами и режиссерами — теми, кто говорит и пишет о Достоевском и его произведениях.

В разделе «Биография» представлены: три наиболее авторитетных издания, выпущенные в серии «ЖЗЛ» (Ю.И. Селезнев, Л.И. Сараскина, Л.П. Гроссман); книга Г.И. Чулкова «Жизнь Достоевского», которая несколько десятилетий пролежала в российских архивах, не пропущенная в печать советской атеистической цензурой; электронная версия личного экземпляра «каторжного» Нового Завета писателя; летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского — с момента рождения и до последних дней.

Самый насыщенный раздел — «Сочинения». В формате PDF размещены все без исключения прижизненные издания классика (первые журнальные и газетные редакции, отдельные издания, неавторизованные публикации); по мере выхода томов новейшего академического Полного собрания сочинений и писем Ф.М. Достоевского в 35 т., подготавливаемого в настоящее время Институтом русской литературы РАН (Пушкинский дом), в современной орфографии публикуются: тексты всех художественных произведений (законченные и опубликованные самим Ф.М. Достоевским); оставшиеся в рукописях художественные наброски, планы, стихотворные фрагменты; «Дневник писателя»; критические и публицистические статьи, редакционные примечания (в журналах «Время», «Эпоха», «Гражданин»); объявления; DUBIA (приписываемое Достоевскому); объяснения и показания писателя по делу петрашевцев и связанные с этим делом документы; письма Достоевского (к отдельным адресатам и официальные); выдержки из записных тетрадей сугубо личного характера и деловые бумаги.
В алфавитном порядке даются сведения об основных персонажах художественных произведений Достоевского (свыше 530), а в «Иллюстрациях к произведениям» представлены рисунки, офорты и другие графические материалы.

В разделе «Окружение Достоевского» публикуется весь круг современников, с которыми встречался и творчески взаимодействовал писатель на протяжении всей своей жизни (свыше 1800 персон!), значительное число которых здесь введено в научный оборот. В большинстве случаев впервые даются их даты жизни, указываются места рождения и смерти, самым подробным и тщательным образом раскрывается вся история личностных и творческих взаимоотношений Достоевского с современниками, отмечается обширная критическая литература, приводятся архивные данные.

Вся мемуарная литература составляет раздел «Воспоминания»: два издания «Воспоминаний» А.М. Достоевского (1930, 1992), «Дневник 1867 года» (1993) и «Воспоминания» А.Г. Достоевской (1987), «Годы близости с Достоевским» А.П. Сусловой (1928) и многое другое.

Особняком стоят легендарная «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского», а также подготовленные к печати А.Г. Достоевской «Библиографический указатель...» и «Музей памяти Феодора Михайловича Достоевского...» (1906).

Принимая решение о публикации той или иной книги (кроме прижизненных изданий, которые представлены в полном объеме), не преследуя цели разместить абсолютно все, что попадется нам на глаза (это абсурдно и не нужно в принципе), мы руководствовались следующими критериями отбора: авторитет издания для научного сообщества, тираж, доступность.

Большое внимание было уделено книгам В.С. Нечаевой, изданным в XX в. и не утратившим по сей день своего научного значения: «В семье и усадьбе Достоевских» (1939), «Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских "Время". 1861—1863» (1972), «Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских "Эпоха". 1864—1865» (1975), «Ранний Достоевский. 1821—1849» (1979), «Описание рукописей Ф.М. Достоевского» (1957).

Научные издания фундаментальных философских трудов М.М. Бахтина («Проблемы поэтики Достоевского», «Проблемы творчества Достоевского»), А.Л. Бема («Вокруг Достоевского»), В.В. Розанова («Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского»), Д.С. Мережковского («Л. Толстой и Достоевский») и других не остались незамеченными нами. Опубликованы все самые значительные монографии современных исследователей жизни и творчества Достоевского: Л.И. Сараскиной, И.Л. Волгина, Б.Н. Тихомирова, Т.А. Касаткиной.

Отдельно нужно отметить размещенные у нас книги, доступ к которым до 1992 г. — момента ликвидации Главлита (в связи с выходом Закона «О СМИ») — был полностью закрыт для читателей. В «черном списке» оказались практически все представители литературы «русского зарубежья». Н.А. Бердяев, Г.А. Мейер, Н.О. Лосский, А. Храповицкий, К. Мочульский... Все, что выходило из-под их пера, контролировалось с особой скрупулезностью. Экземпляры «вредных» и «неугодных» тогдашней власти книг, попавших на территорию СССР, Главлит направлял в спецхраны крупнейших библиотек, но эти издания не выдавались на руки читателям. Еще каких-то 30 лет назад невозможно было представить, что сегодня они станут достоянием общественности. Советская власть сделала все, чтобы полностью выхолостить истинные религиозно-нравственные убеждения писателя. Вряд ли Заславский, сначала уничтожавший тиражи с «Бесами», а затем и тех, кто эти тиражи готовил, мог предположить, что любой желающий сможет открыто читать эти строки:

«Но если всё на один вопрос о комфорте сводить, то для чего и хлопотать — ведь Лужин и Зосимов и без того уже готовы. Вот разве всех до единого в Лужиных обратить. Но тогда как эти Лужины будут свои приобретательские вожделения насыщать? Так или иначе, а ясно: на двух листках умещается не жизненная тайна, но всего-навсего высосанная из пальца теорийка, причем совершенно безразлично, кто именно эту теорийку предварительно належал и высосал — Фурье или Раскольников, Маркс или Сталин с Гитлером. За неимением ничего лучшего, можно такую теорийку повторять изо дня в день, из года в год и исписать, повторяя одно и то же, не два листика, но миллионы миллионов листков; дело от этого не изменится и неизбежно приведет к самоуправному пролитию крови» (Мейер Г.А. Свет в ночи (О «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1967. С. 281).

«Путь, избранный Петром Верховенским, это путь Сталина, Гитлера, никогда, никаких угрызений совести не испытавших. Надо совсем не чувствовать смешного, чтобы вообразить, хотя бы на мгновение, как кто-то, скажем та же Соня, надевает крест на грудь Петру Верховенскому или Сталину, а они при этом налагают на себя крестное знамение» (Там же. С. 375).

Кумир революционеров всех мастей и всех страстей, бандит и преступник Ленин, называвший «Бесы» и «Братья Карамазовы» «пахучими произведениями» и считавший, что Достоевский занимался «покаянным кликушеством», совершенно точно не обрадовался бы массовым тиражам книг Н. Лосского и А. Храповицкого:

«Не удивительно, что исторический процесс, за неимением гениальных святых, совершается под руководством ограниченных людей, которые принимают второстепенные причины за первоначальные («Зап. из подполья»). Например, поясню я мысль Достоевского, такой деятель, как Ленин и подобные ему фанатики-марксисты, принимают экономические факторы за первичную основу развития человечества» (Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. С. 203).

«Страшный опыт истории достаточно научил нас тому, что любовь к человечеству революционных утопистов, вроде Робеспьера, Ленина, Дзержинского, ведет к величайшим разрушениям и отвратительнейшим преступлениям. Воспитать в себе настоящую любовь есть дело трудное и потому в жизни, особенно там, где ставятся горделиво грандиозные цели, чаще встречается псевдо-любовь, чем подлинная любовь» (Там же. С. 348).

«Освобожденіе Россіи отъ безбожнаго коммунистическаго плѣна и возрожденіе ея къ обновленной христіанской жизни зависитъ отъ того, найдутся ли въ русскомъ народѣ и въ русскомъ обществѣ духовныя силы, которыя приведутъ русскихъ людей къ отказу отъ жизни грѣха и служенія страстямъ — и къ жизни по заповѣдямъ Божіимъ и велѣніямъ совѣсти, распространяя это возрожденіе какъ на личную и семейную жизнь, такъ и на жизнь общественную и государственную.
Конечно, такой переворотъ русской жизни зависитъ отъ многихъ факторовъ, главнымъ изъ которыхъ является Евангельская проповѣдь, осуществляемая Церковью Христовой. Однако, проповѣдь Евангелія не должна ограничиваться однимъ только храмомъ, въ которомъ теперь собирается не такъ много людей, но призывъ этотъ долженъ распространяться на всѣ стороны жизни и проникать въ самую глубину человѣческихъ сердецъ. Однимъ изъ видовъ такого пророческаго служенія въ наше время является литературное творчество великаго русскаго писателя Феодора Михайловича Достоевскаго, голосъ котораго звучитъ не только во всемъ мірѣ, но и въ самой плѣненной Россіи, гдѣ издаются его сочиненія, правда съ комментаріями, стремящимися обезличить и обезвредить для революціи его творчество. Тѣмъ не менѣе Достоевскій все болѣе и болѣе признается самымъ великимъ писателемъ міра, творенія его все шире распространяются среди народовъ міра, изслѣдуются и изучаются, и онъ признается геніемъ изъ геніевъ» ([Храповицкий] Антоний Ф.М. Достоевский как проповедник возрождения. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии. Канада: Тип. Братства Преп. Иова Почаевского в Монреале, 1965. С. V).

К настоящему моменту практически в полном объеме размещены те издания, которые чаще остальных фигурируют в качестве источников цитирования в дипломных и диссертационных работах, а также приводятся в комментариях к собраниям сочинений Ф.М. Достоевского и исследовательских работах.

За последние пять лет наш ресурс, без преувеличения, стал лучшим сайтом о Достоевском. Он предназначен для всех поклонников творчества писателя, а также для студентов, аспирантов, преподавателей; для всех, кто изучает литературу, филологию, философию.

В эпоху почти тотального расцвета лжепророков в нашем мире, и, как следствие, культурной деградации современной молодежи, не угасает надежда, что этот сайт возродит интерес к литературе и осмыслению уроков прошлого, смысла настоящего и перспектив будущего.

Ваш Сергей Рублев.