Жид Янкель

Утраченная юношеская драма Достоевского. Создавалась позднее двух первых драм, также не сохранившихся («Мария Стюарт» и «Борис Годунов»). Единственное упоминание об этой пьесе содержится в письме Достоевского брату Михаилу от второй половины января 1844 г.: «Клянусь Олимпом и моим “Жидом Янкелем” (оконченной драмой) и чем еще? разве усами, кои, надеюсь, когда-нибудь вырастут, что половина того, что возьму за “Евгению [Гранде]”, будет твоя». Ни в одних воспоминаниях и других документах, относящихся к той поре, нет упоминаний об этом произведении. В комментарии к ПСС приводятся слова М. М. Достоевского в письме П. А. Карепину о чтении двух драм Достоевского — это были, скорее всего, «Борис Годунов» и «Мария Стюарт». Таким образом, «Жид Янкель» вполне мог быть такой же мистификацией, как и «усы». Однако, не найдя никаких подтверждений реальному существованию этой пьесы, М. П. Алексеев выдвигает подробное обоснование завершенности этого текста (Алексеев М. П. О драматических опытах Достоевского // Творчество Достоевского. Сб. ст. и материалов / под ред. Л. П. Гроссмана. Одесса, 1921. С. 41–62). Аргументация ученого не может быть признана удовлетворительной, поскольку анализ переписки братьев Достоевских, предпринятый им, произволен. В основе этой аргументации — сентябрьское письмо Достоевского брату: «Я бы тебе более распространился о моем романе, да некогда (драму поставлю непременно. Я этим жить буду)». Маловероятно, что эта приписка в скобках предполагает готовый текст драматического произведения — судя по всему, Достоевский подробно делился с братом своими творческими успехами, а о «Жиде Янкеле» ни слова, кроме январской похвальбы, сказано не было. В то же время таких максималистских заявлений в письмах Достоевского той поры немало. Так же сомнительна и версия о связи замысла с гоголевским жидком Янкелем, шекспировским Шейлоком и пушкинским Соломоном, о вольности которой, впрочем, говорит и сам исследователь.

Загидуллина М. В.