Мария Стюарт
Уничтоженная Достоевским юношеская драма. Согласно воспоминаниям современников, создавалась в 1841–1842 гг. параллельно с драмой «Борис Годунов» (см.: Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. T. 1. С. 179–180, 185–186). Отрывки из обеих пьес Достоевский читал на прощальном вечере по поводу отъезда М. М. Достоевского в Нарву 16 февраля 1841 г. Подробные рассуждения о содержании пьесы содержатся в книге А. А. Гозенпуда. Исследователь отталкивается от воспоминаний А. Е. Ризенкампфа, упоминающего актрису Диллу Лёве как вдохновительницу замысла «Марии Стюарт»: «На немецком театре выдавались тогда двое: г. Кунст и г-жа Дилла Лёве. Впечатление, произведенное последней актрисою на Федора Михайловича в роли Марии Стюарт, было до той степени сильно, что он решился разработать этот сюжет для русской сцены, но не в виде перевода или подражания Шиллеру, но самостоятельно и согласно с данными истории. В 1841 и 1842 годах это было одной из главных его задач, и то и дело он нам читал отрывки из своей трагедии “Мария Стюарт”» (Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. T. 1. С. 180). А. А. Гозенпуд отмечает, что в репертуаре актрисы не было роли шотландской королевы, ее амплуа — инженю, но сам облик Диллы Лёве мог заставить Достоевского обратиться к другому периоду жизни Марии Стюарт, чем в шиллеровской драме, а именно — к юности королевы. В общем ряду произведений, где разрабатывается этот сюжет, А. А. Гозенпуд называет роман В. Скотта «Аббат», мелодраму Г. де Пиксерекура «Замок Лох-Ливен». Исследователь указывает также на ряд документальных источников, связанных с судьбой Марии Стюарт, появившихся в это время в печати, в частности обстоятельную статью Ф. Шаля «Мария Стюарт, новые, бывшие доселе неизвестными сведения о ее жизни», напечатанную в «Отечественных записках» в 1841 г., и на деятельность князя М. С. Лобанова-Ростовского, опубликовавшего письма Марии Стюарт. По мнению А. А. Гозенпуда, обращение Достоевского к образу Марии Стюарт было во многом продиктовано необычностью и противоречивостью этой личности: «Сочетание в характере Марии Стюарт противоречивых черт, быть может, впервые угаданных во время сочинения трагедии, получило позднее воплощение в образах Полины в “Игроке”, Настасьи Филипповны и Грушеньки» в “Идиоте” и “Братьях Карамазовых”» (Гозенпуд А. А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л., 1981. С. 49). М. П. Алексеев предположил, что раннее обращение Достоевского к драматургии было продиктовано, с одной стороны, юношеским максимализмом (потребностью быстро добиться славы и признания), с другой стороны — повышенным интересом к характерам (Алексеев М. П. О драматических опытах Достоевского // Творчество Достоевского: Сб. ст. и материалов. Одесса, 1921. С. 47). Исследователь полагает, что в драме «Мария Стюарт» должны были решаться вопросы власти и проблема противостояния двух сильных женских характеров. Конфликт двух королев-соперниц мог показаться Достоевскому важным сюжетом (если учесть, что впоследствии мотив соперничества двух ярких женских типов станет в его творчестве сквозным).
Таким образом, обнаружились две противоречивые версии относительно содержания утраченного текста пьесы «Мария Стюарт»: 1) пьеса написана «по следам» Шиллера и его концепции «страстного» противостояния сильных характеров; 2) пьеса создавалась вопреки Шиллеру «на историческом материале» (об этом осталось воспоминание А. Е. Ризенкампфа: «Достоевский хотел обработать эту трагическую тему по-своему, для чего тщательно принялся за приготовительное историческое чтение» — Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. T. 1. С. 185). Невозможно гипотетически предположить большую или меньшую вероятность этих версий. Известно, что Достоевский добровольно отказался от этого своего драматического опыта, объявив его «ребячеством» (Н. Вильмонт называет работу с этим текстом «детским анахронизмом» — см. Вильмонт Н. Н. Достоевский и Шиллер: Заметки русского германиста. М., 1984. С. 31). А. А. Гозенпуд указывает на «тесноту» жанра драмы для романного мышления Достоевского. В то же время Достоевский отходил от далекого исторического материала к «грязному факту» окружающей действительности (драмы были оставлены в момент начала работы над «Бедными людьми»).
Загидуллина М. В.