Гаваньские чиновники в домашнем быту, или Галерная гавань во всякое время дня и года
Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под ред. М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861. № 2. Отд. III. С. 139–150.
Анонимная рецензия. Впервые включена в корпус приписываемых Достоевскому статей (Dubia) в изд.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1972–1990. Т. 27. С. 145–155.
Вокруг статьи долгое время шли споры об атрибуции. Основная аргументация сформулирована в работах Б. Ф. Егорова, В. С. Нечаевой, В. В. Виноградова, Г. Хетсо. Итоговое мнение высказано в комментарии к 30-томному ПСС В. А. Тунимановым: «Таким образом, есть веские основания говорить о редакторском вмешательстве Достоевского в рецензию, вероятно написанную [Ап.] Григорьевым» (27; 412). Ап. А. Григорьевым написан сам разбор книги (в другой статье, «Нигилизм в искусстве», Григорьев указывает: «Разбирая раз в нашем журнале вещь г-на Генслера, мы, помнится, назвали ее огромным холстом с маленькими кадрами» — Время. 1862. № 8. С. 58). Достоевский приписал к этому разбору пространное вступление, оттеснившее рецензию на второй план. В этом вступлении он подчеркнул ряд своих программных мыслей: приоритет правды над похвалой и победы бескорыстного суждения над «кумовством» в литературе; право на ошибку как знак преодоления рутины; формулирование задач литературной критики, повторяющее основные положения «Объявления о подписке на журнал “Время” в 1861 году», протест против «литературных скандалов». Достоевский включил в статью фразу, явно противоречащую убеждениям Григорьева: «Один “Современник”, постоянно чувствовавший себя не в своей тарелке посреди такого чинного сонма серьезных и глубокомысленных изданий, прорывался по временам, как будто ему уж становилось невмочь, и напоминал нам, что у нас хоть какая-нибудь да есть литература...» Кроме того, в статье использованы характерные для полемической манеры Достоевского-публициста приемы и словечки: «стушеваться», «муссировать», «взмыливать» и др. Наконец, вступительная часть завершается программным положением, написанным от лица редакции журнала: «Что касается до нас, то мы будем останавливаться на каждом замечательном произведении, в каком бы журнале оно ни явилось, точно так же как и на каждой спорной статье, и будем спорить со всеми и обо всем. Читатели наши увидят, что мы не придерживаемся никаких партий, никаких личностей. За немногими исключениями мы уважаем все серьезные издания, потому что все они или по крайней мере большая часть их стремится к одной цели: прогрессу нашего общества».
Статья оказалась в одном ряду со статьями «Противоречия и увлечения “Времени”» и «Письмо постороннего критика», где Достоевский развивал и укреплял позиции, сформулированные в программном «Объявлении о подписке на журнал “Время” в 1861 году».
Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 417.