Пародия

Пародия (греч., букв. значение — перепев, комическая переделка) — литературно-художественная имитация, подражание стилю, жанру, идеям, образам или всему художественно-идеологическому комплексу отдельного произведения автора, литературного направления с целью их осмеяния (снижения).

Пародия в произведениях Достоевского имеет, по мысли М. М. Бахтина, карнавальную природу («пародирование — это создание развенчивающего двойника, это тот же «мир наизнанку»), и в качестве неотъемлемого свойства карнавального мироощущения она всеохватна и амбивалентна («через осмеяние-разрушение утверждает-обновляет» — Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд. М., 1963. С. 170–171). Ее ярчайшими проявлениями служат «пародирующие двойники» героев, проходящие через все романы писателя, особая насыщенность карнавальной атмосферы в произведениях с ее доминированием (в «Дядюшкином сне» и «Селе Степанчикове и его обитателях», например, модификации «пародийного слова» — Бахтин М. М. Указ. соч. С. 170, 219–220, 258–260). Пародирование у Достоевского строится на стилизации как «элементе диалектической смены школ» (в творчестве 1840-х гг.), на «игре стилем» (в частности стилем «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя в «Селе Степанчикове...» — Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь: К теории пародии // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 198–226; Туниманов В. А. Творчество Достоевского. 1854–1862. Л., 1980. С. 40–66), на приеме «маскировки слов» (например, тургеневского «Довольно» в «Merci» Кармазинова в «Бесах» — Тынянов Ю. Н. Указ. соч. С. 209; Долинин А. С. Тургенев в «Бесах» // Долинин А. С. Достоевский и другие. Л., 1989. С. 163–187). Элементы стилевого пародирования часто сопровождают включение Достоевским в свои произведения литературы, что само по себе признано «удобным пародическим приемом» (Тынянов Ю. Н. Указ. соч. С. 209), восходящим к традициям мениппеи (Бахтин М. М. Указ. соч. С. 158). Неизменно пародийный характер носят стихотворения героев Достоевского (Альми И. Л. Романы Ф. М. Достоевского и поэзия: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1986. С. 32–36). Одним из наиболее стабильных и широко распространенных вариантов пародии в произведениях Достоевского является «пародийное использование», направленное как на литературу («мужчина с камелиями» в «Идиоте», газета «Головешка» в «Скверном анекдоте»), так и на внелититературные цели. В последнем случае оно представляет собою полемическое преображение опорных понятий: идей, образов-символов Чернышевского в первой части «Записок из подполья» или в теории Лужина; идеи равенства — в теории Шигалева; понятий «смирного» и «хищного» типов в «Вечном муже» и пр. Эти варианты пародии часто соприкасаются с шаржем или перерастают в гротескные принципы изображения.

Поддубная Р. Н.