Последние литературные явления. Газета «День»

Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под ред. М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861. № 11. Отд. II. С. 65–75.

3 Мб

Статья V, завершающая цикл «Ряд статей о русской литературе» (опубликована без подписи).

По замечанию В. А. Туниманова в примечаниях к 30-томному ПСС, главная задача Достоевского в этой статье — размежевание почвенничества и славянофильства. Если в других статьях цикла о славянофильстве говорилось вскользь, то здесь это — центральный вопрос. Общая оценка славянофильской газеты «День» дана в самом начале статьи: «Вообще издание очень любопытное». Как известно, Достоевский изначально сочувственно относился к славянофилам, и «Время» с энтузиазмом приветствовало объявление о новом издании. Однако далее Достоевский подвергает позицию «Дня» резкой критике.

Прежде всего писатель указывает на общественно-политическую слепоту славянофилов, на их неумение привлечь на свою сторону разные течения, нежелание «узнавать своих». Хотя Достоевский неоднократно повторяет в статье, что славянофилы известны своей честностью и принципиальностью, он возмущается тщеславной и заносчивой позицией Аксаковых: «Неужели любить родину и быть честными дано в виде привилегии только одним славянофилам?».

Полемизируя со славянофильской позицией, Достоевский большую часть статьи отводит одобрительной характеристике западничества. По его мнению, это более конструктивная и гибкая партия, чем славянофилы, хотя бы потому, что западники готовы порой признать свои заблуждения и ошибки. Аргументом в оценке партий служит для Достоевского и отношение к ним общества: «Вспомним, что общество страстно сочувствовало западникам и разделяло все их ошибки и увлечения, тогда как постоянно принимало славянофильство за маскарад».

Анализируя статью К. С. Аксакова о русской литературе, Достоевский возмущается позицией критика, считающего, что русская литература «сплошь подражание и стремление к иноземному идеалу». Самих славянофилов Достоевский укоряет за неспособность хоть что-либо создать в духе своей концепции, тем более — дать желанный образец: «...выше князя Луповицкого вы еще не подымались». Эту оценку позднее повторит и Ап. А. Григорьев. Достоевский подчеркивает, что «реализм» западников принес больше плодов, чем «идеализм» славянофилов: «Чутья действительности нет. Идеализм одуряет, увлекает и — мертвит, и вы сами неясно понимаете то, пониманием чего хвалитесь перед нами». В финале статьи Достоевский не удерживается от каламбура, столь свойственного его полемической манере: «Дурные “Дни” вы сулите нам впереди».

В. А. Туниманов отмечает, что возражения Достоевского сотруднику «Дня» Н. Б. (Н. М. Павлову) по вопросу об отношениях помещиков и мужиков во многом перекликаются со стилем знаменитого «Письма Гоголю» Белинского.

Загидуллина М. В.