1848 (Иллюстрированный альманах)

Иллюстрированный альманах, изданный И. Панаевым и Н. Некрасовым. СПб.: Тип. Э. Праца, 1848. С. 50–64 (2-я паг.).

1 Мб

Никогда не поступавшее в продажу издание.

«Случай был такого рода: когда [А. А.] Агин нарисовал три рисунка [к “Мертвым душам” Н. В. Гоголя], изображавшие сцены из истории “Капитана Копейкина” (в 1847 г.), в Петербурге редакциею “Современника” приготовлялся к изданию “Иллюстрированный альманах”, и издатели этого “Альманаха” приобрели у Агина два рисунка для помещения их в своем “Альманахе”, — что и исполнили. Но в этом же “Альманахе” они поместили повесть г-жи Панаевой ([напечатанную под псевдонимом] Станицкого) под заглавием “Семейство Тальниковых”, которая обратила тогда на себя чье-то особенное внимание и вызвала против себя особенную же меру, или полумеру: “Альманах”, ради этой повести, не мог быть выпущен в свет, а был связан, запечатан и лежал очень долго на чердаке в помещении редакции. А издатели его, взамен опечатанного в 1848 г. “Альманаха”, выпустили в 1849 году “Литературный сборник”, где опять, стараясь придерживаться программы “Альманаха”, поместили одну (третью) картинку Агина к истории “Капитана Копейкина”. Эта и вышла в свет; а когда через десять лет по какому-то случаю хозяева “Современника” хватились сложенного на их чердаке опечатанного “Альманаха”, то оказалось, что с поклажею этою случилась неожиданность: все связки с “Альманахом” пропали. И никакого розыска об этой пропаже не делали, да и поздно было уже его делать. Это дело о пропаже — оставили без последствий, что было тем удобнее, что официального запрещения на этот “Альманах” никогда не было» (Лесков Н. Об иллюстрациях «Мертвых душ» // Нива. 1892. № 8. С. 187).

«“Иллюстрированный альманах” был задуман Н. А. Некрасовым в середине 1847 г. в качестве приложения к журналу “Современник”, приобретенному поэтом совместно с И. И. Панаевым в предшествующем году. <...> К началу 1848 года “Иллюстрированный альманах” был отпечатан и готов к выходу в свет. Но до подписчиков “Современника” он в то время не дошел. Напуганная революционными событиями на Западе, российская цензура, первоначально дозволившая издание альманаха, резко изменила затем позицию и своим повторным распоряжением сборник запретила. <...> Очевидец происшедших событий свидетельствует: отпечатанные листы альманаха, включая его иллюстративную часть, после наложенного на них запрета были свалены на чердаке при квартире редакции “Современника”. Проникавшие туда книготорговцы покупали их на вес, составляли из них книжки и втихомолку распродавали (См.: Панаева А. Я. Воспоминания. М., 1986. С. 178). В руки этих людей обычно попадали не все листы, и в результате дошедшие до нас экземпляры “Иллюстрированного альманаха” сильно отличаются друг от друга, прежде всего числом гравюр на дереве и литографий, печатавшихся на отдельной бумаге и предназначавшихся для вклейки в книжный блок. Чаще всего их в книге значительно меньше, чем обозначено в “оглавлении статей и картинок” сборника» (Стернин Г. Ю., Петренко М. М. «Иллюстрированный альманах»: Иллюстратор и карикатурист в истории русской журналистики 1840-х годов // Иллюстрированный альманах: Приложение к факсимильному воспроизведению издания И. И. Панаева и Н. А. Некрасова 1848 г. М., 1990. С. 13).

«Суровые действия цензуры, запретившей уже отпечатанный “Иллюстрированный альманах”, поставили его издателей в чрезвычайно трудное положение. Желая как-то спасти дело и довести до читателей хотя бы часть заготовленных рисунков, редакция “Современника” выпустила в следующем, 1849 году “Литературный сборник”. О том, чтобы снова напечатать те произведения, которые оказались в свое время предметом особого гнева цензуры (повесть Н. Станицкого (А. Я. Панаевой) “Семейство Тальниковых”, карикатуры Степанова), не могло быть, конечно, и речи. Но и для того, чтобы воспроизвести другой, более спокойно воспринятый властями материал запрещенного альманаха, понадобилась необычайная находчивость издателей. Так, нам уже знакомые иллюстрации Агина и Федотова сопровождают в “Литературном сборнике” специально на этот случай сочиненный “Трактат о физиогномике”. “Литературный сборник” завершал собою, таким образом, печальную цензурную историю “Иллюстрированного альманаха”» (Там же. С. 23).

В альманах включена первая и единственная прижизненная публикация рассказа «Ползунков», иллюстрированная четырьмя рисунками П. Федотова, один из которых гравирован Е. Бернардским.