Письмо

Письмо — одно из значений этого слова, указанное в Толковых словарях, — письменное средство общения между людьми на расстоянии; написанный текст, посылаемый от одного лица (адресанта) к другому (адресату). Письмо при изучении литературной деятельности писателя можно рассматривать в нескольких аспектах: как биографический факт, дающий представление о личности художника, его творческой эволюции (важны не только письма самого писателя, но и адресованные ему); как форму публицистического, философского трактата («Выбранные места из переписки с друзьями» Н. Гоголя; «Письма об изучении природы» А. Герцена); как явление словесного искусства («Фауст: Рассказ в девяти письмах» И. Тургенева).

Достоевский, по собственному признанию, не любил писать писем, однако житейские заботы и особое положение «руководящего писателя» в литературе вынуждали его вести активную обширную переписку. В Полном собрании сочинений Достоевского [в 30 т.] пять томов отведено его письмам; это их третье по счету издание (первое — в 1883, второе — в 1928–1959).

Эпистолярное наследие, охватывающее почти пятьдесят лет сознательной жизни Достоевского, справедливо рассматривается Г. М. Фридлендером как летопись жизни и формирования личности писателя, как необходимый комментарий к его творчеству (281; 5–20). По письмам Достоевского можно составить его психологический портрет, судить о его высокой духовности, которая, по словам Белинского, проявляется в чувстве, разуме, воле человека (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 10. С. 26).

Особенно ценную информацию о взглядах писателя, его характере дают письма к старшему брату М. Достоевскому, А. Врангелю, С. Ивановой, А. Майкову, Н. Страхову, И. Тургеневу. Так, о силе воли, стойкости Достоевского свидетельствует его письмо старшему брату из Петропавловской крепости (22 декабря 1849 г.): «Брат! Я не уныл и не упал духом <...> быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее». Усилиями воли он преодолевает не только тягости ареста и длительного наказания, но в конечном итоге и крайности своей «страстной натуры», которые он бичует в письмах, например, к А. Майкову, А. Сусловой. О роли критического самоотчета, самосознания в своей жизни Достоевский говорит в письме к Е. Ф. Юнге от 11 апреля 1880 г: «...Это раздвоение <...> всю жизнь во мне было. Это большая мука, но в то же время и большое наслаждение. Это — сильное сознание, потребность самоотчета и присутствия <...> потребности нравственного долга к самому себе и к человечеству. Вот что значит эта двойственность». Свою склонность к рефлексии писатель объясняет особенностями «мучительного времени», в которое он живет. «...Я, — пишет Достоевский Н. Д. Фонвизиной, — дитя века, дитя неверия и сомнения...» В письмах Достоевского содержатся размышления о роли России, русского народа, судьбах Европы, осуждается космополитизм и ксенофобия. В ответе студентам Московского университета от 18 апреля 1878 г. писатель не советует им уходить в «европеизм», в «отвлеченное царство небывалого никогда общечеловека», призывает их «сжиться» со своим народом. «...Кто теряет свой народ и народность, — утверждает он в письме к А. Майкову, — тот теряет и веру отеческую, и Бога». Из письма узнаем о намерениях Достоевского в целях критики богохульства приступить к созданию романа под названием «Атеизм». Будучи человеком, способным самоотверженно любить, о чем свидетельствуют его письма, например, к А. Врангелю, Анне Григорьевне, Достоевский видит панацею от всех зол в любви, символом которой является Христос. «На свете, — рассуждает он в письме к С. Ивановой, — есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос». В письме Достоевский излагает и свою эстетическую программу, цель которой — в разгадке «тайны» человека (1839), «души человеческой» (1879) с помощью «художественного реализма», подчас использующего фантастическое и исключительное как выражение сущности действительных событий и лиц. Писатель акцентирует свою творческую ориентацию на действительность, этот акцент заметен особенно в письмах к А. Майкову (11 декабря 1868 г), Н. Страхову (26 февраля 1869 г.). Ориентация искусства на реальную жизнь определяет стремление писателей, в том числе Достоевского, сблизить приемы словесно-художественного изображения с речевыми формами общественного и индивидуального бытия путем использования традиционного личностного повествования, в частности писем. Именно в такой форме написан первый роман Достоевского «Бедные люди» (1846) и рассказ «Роман в девяти письмах» (1847). Письмо в художественной словесности используется не только как эпистолярный жанр, но и как композиционный прием, соотнесенный с речевой практикой своего времени, придающий структурную раскованность и психологическую глубину повествованию. Функции письма в этом качестве весьма многообразны. Здесь и выражение чувств, внутреннего состояния героя — адресанта, как, например, в письмах Лизы Хохлаковой Алеше и Дмитрия Катерине Ивановне в «Братьях Карамазовых».

Письмо может сыграть особую роль в развитии сюжета: так, письмо матери Раскольникова в «Преступлении и наказании» служит одним из катализаторов в исполнении Родионом своего замысла, «дела». Выдержки из письма бывшего воспитателя Аркадия Долгорукого в «Подростке» — реакция «постулируемого» читателя на предложенные ему записки героя-повествователя и одновременно авторского размышления, прозрачно именуемые Николаем Семеновичем размышлениями «воображаемого романиста» о заблуждениях современной молодежи в условиях всеобщего хаоса, деградации культурного слоя русского общества. Здесь, как и в ряде других случаев, заметна перекличка художественного произведения Достоевского с его письмами, в частности с письмом к студентам Московского университета (1878 г.). В нем писатель не винит саму молодежь в том, что ее используют «внешние политические» силы в качестве панургова стада, она сама — детище отрицаемого ею «общества», которое отличается от обществ других стран тем, что в нем «интеллигентный демократизм соединился с аристократами против народа». Подобные соответствия наблюдаются не только между эпистолярным и художественным наследием Достоевского, но и между его письмами и публицистикой, особенно в «Дневнике писателя».

Проскурина Ю. М.