Монолог

Монолог — пространное высказывание действующего лица, не рассчитанное на прямой незамедлительный ответ либо вовсе не обращенное к кому-нибудь. Диалогическая (см. диалогизм) и монологическая речь — основные типы речевой коммуникации. Будучи субъективно окрашенными, они организуют текст. Монологическая речь имеет две основные разновидности: 1) уединенный монолог (нем. Selbstgespräch), осуществляющий «автокоммуникацию» и выступающий нередко как общение воображаемое; приобретает форму внутреннего монолога или интимного дневника; 2) обращенный монолог — высказывание, адресованное конкретным лицам (но их участие не выражено); отмечен риторичностью. Монолог в художественном произведении может принадлежать и персонажу, и автору.

В творчестве Достоевского наблюдается сознательное стремление «уйти» от авторского монолога («Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал» — 281; 117). Организация повествования в этих целях строится как уход за «слово» героя, хроникера, которому передоверяются сокровенные авторские мысли (например, монолог князя Мышкина об атеизме или хроникера в «Бесах» о «наших»). В то же время монологическая речь является важной частью поэтики произведений Достоевского и характеризуется несколькими устойчивыми чертами:

1) преобладание в текстах произведений внутреннего монолога над «внешними»;

2) непосредственность монолога, отсутствие четких разъяснений хода мысли персонажа (например, Раскольников: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..» (6; 8 — курсив Достоевского. — Прим. ред. — герой знает, что он имеет в виду, читатель остается в неведении, хотя автор предоставляет ему полную информацию о мыслях героя);

3) диалогичность монолога. По выражению М. Бахтина, Достоевский оперирует «внутренне разнонаправленными словами», «двуголосым словом». А. В. Чичерин отмечает «расщепленность» монолога в произведениях Достоевского. Внутренний монолог строится не как рассказывание, а как мучительный интраперсональный диалог. Насквозь диалогичны и обращенные монологи (например, исповедь Мармеладова или Ставрогина);

4) экспрессивная напряженность монологического слова. Как внутренние, так и обращенные монологи в произведениях Достоевского предельно напряжены, надрывны, соотносятся с принципом гиперболизации страстей и страданий;

5) близость внутреннего монолога и несобственно прямой речи «потоку сознания» — передача духовной жизни персонажа в непрерывной смене мгновенно возникающих и исчезающих мыслей, чувств, воспоминаний, впечатлений и т. д.

Загидуллина М. В.