Интрига
Интрига (от фр. intrigue, от лат. intrico — запутываю) — сложное и напряженное сплетение действий персонажей, преследующих свои цели посредством изощренных уловок и сокрытия намерений. Интрига, которой неизменно сопутствуют перипетии, придает произведениям занимательность. Обычно интрига широко используется в авантюрных сюжетах, приключенческой и детективной литературе.
Широкое использование интриги в произведениях Достоевского — не только дань занимательности, которой, впрочем, писатель уделял достаточно много внимания. Интрига создает особую атмосферу игры — атмосферу резких и быстрых смен судеб, мгновенных подъемов и падений. В «Петербургских сновидениях в стихах и прозе» Достоевский передает свое ощущение жизни: «И стал я разглядывать и вдруг увидел какие-то странные лица <...> Кто-то гримасничал передо мною, спрятавшись за всю эту фантастическую толпу, и передергивал какие-то нитки, пружинки, и куколки эти двигались, а он хохотал и всё хохотал!» (19; 71). Герои Достоевского плетут свои интриги не только для достижения конкретных целей (Тоцкий и Епанчин в «Идиоте», героини «Дядюшкиного сна» и т. д.), но прежде всего для самоутверждения. Таков Фома Фомич Опискин («Село Степанчиково...»), превращающийся при помощи интриг из приживальщика в неограниченного деспота, для которого процесс этой метаморфозы важнее результата. Герой «Бесов», Петр Верховенский, считающий людей «материалом», создает при помощи самых разных интриг марионеточный театр; цель этого героя не только осуществление заговора, но прежде всего желание производить эффект и внушать людям страх. «Комплекс неполноценности породил дикое стремление к сверхкомпенсации, жажду власти, и трусливый глуповатый мальчик развил в себе замечательное умение манипулировать людьми. Он творит миф о собственном всемогуществе» (Назиров Р. Г. Петр Верховенский как эстет // Вопросы литературы. 1979. № 10. С. 241). Для Верховенского, считающего людей марионетками, материалом, исчезает «живая жизнь», уступая место искусственному кровавому театру. Марионеточный мир Верховенского напоминает механические «игрушки» фон Лембке, которыми он компенсирует чувство собственной ущербности. Роман «Бесы» содержит целый ряд спектаклей, созданных режиссерской волей Верховенского. Он является тайным вдохновителем всех вспыхнувших в городе «веселых случаев»: от «невинных» шалостей до кощунственного обращения с иконой (о том, как Верховенский постоянно измышляет и умело режиссирует разного рода эффекты, см.: Назиров Р. Г. Указ. соч.). Петруша Верховенский именно тайный режиссер-вдохновитель, который, нащупав определенную точку в характере человека, навязывает ему роль, внушает нужный образ действия, создает фон, окружает партнерами и таким образом провоцирует необходимое ему событие. Плетение интриг для Петруши Верховенского — создание фундамента для мифа о его всемогуществе. Таким образом, интрига в «Бесах» является не только двигателем фабулы, она становится незыблемым атрибутом основных мотивов романа и играет огромную характерообразующую роль. Следует также отметить, что интрига в произведениях Достоевского восходит не только к эпическим жанрам, во многом она обусловлена большим интересом писателя к народному кукольному представлению и особенно к всемогущей роли кукловода.
Якубова Р. Х.