Заключение и чудесное бегство Жака Казановы из венецианских темниц (пломб). (Эпизод из его мемуаров)
Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под ред. М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861. № 1. Отд. I. С. 93–94.
Предисловия Достоевского легкоузнаваемы по их краткости. Необычность предисловия к публикации фрагмента из мемуаров Ж. Казановы заключается в том, что в нем уместился целый компендиум поэтики Достоевского. И в самом деле: Казанова некоторыми гранями его личности, выделенными самим писателем, очень напоминает «архетип» героя Достоевского. По аналогии с излюбленным выражением писателя «случайное семейство», но в другом значении о Казанове также можно сказать: «случайный» человек, дитя случая, фортуны. Авантюризм Казановы явился выражением его жизненной стихии — свободы. Немаловажен для Достоевского и тот факт, что автор мемуаров — интеллектуал и сочинитель. В определении стиля Казановы-писателя Достоевский немного ностальгичен и выдает свою симпатию к классицистическому стилю (Корнель, Расин, Мольер).
Достоевский всемерно акцентирует одно качество знаменитого итальянца — его оригинальность и исключительность. Личность Казановы — «одна из самых замечательных», его известность — «чрезвычайная», взгляды — особенные. И как раз не вопреки, а благодаря своей исключительности автор мемуаров сам становится воплощением образа «тогдашнего человека».
Интересны в плане поэтики и аргументы Достоевского в пользу публикации данного эпизода из «Мемуаров» Казановы. Первый аргумент выражает выстраданную писателем идею «о торжестве человеческой воли над препятствиями непреоборимыми». Другой аргумент — занимательность, за которой стоит драматизм поединка свободы с необходимостью, узника с тюрьмой, в полной мере пережитый самим Достоевским. И то обстоятельство, что данный эпизод свободен от описаний любовных похождений, также было не последним доводом в пользу его публикации. Но как бы ни была замечательна эта история, она остается лишь фрагментом целого и потому, по мнению Достоевского, все-таки «много теряет в силе и занимательности».
Дудкин В. В.