Катастрофа

Катастрофа — (от греч. μια καταστροφή — переворот, конец, гибель) — внезапное событие, влекущее за собой тяжелые последствия, один из моментов развития действия. Катастрофа — важнейший момент развития сюжета в античной трагедии. Катастрофа присуща прежде всего драме, меньше эпосу. Художественный мир Достоевского катастрофичен. Это его своеобразие начинает формироваться уже в 1840-е гг. Катастрофичны финалы многих произведений этих лет («Бедные люди», «Двойник», «Хозяйка»). Аурой катастрофизма окружены финалы «Преступления и наказания» (апокалиптический сон Раскольникова), «Идиота», «Бесов». Этот «триптих» можно считать эпицентром катастрофичности художественного мира Достоевского. Финалы двух последних романов («Подросток», «Братья Карамазовы») при всей драматической напряженности судеб их героев имеют новое свойство. В них появляется надежда. Аркадий Долгорукий, пройдя через покаяние, изжив соблазн роковой ротшильдовской идеи, избегает катастрофы, пытаясь выработать в своем сознании что-то совершенно новое. «Братья Карамазовы» заканчиваются символической сценой «у камня». Алеша Карамазов, как когда-то апостол Петр (чье имя в переводе с греческого обозначает «камень»), созидает новое братство людей. Катастрофичность Достоевского определяется: 1) драматургической природой его эпоса, в частности его связью с античной трагедией; 2) устремленностью «русского духа» к конечным судьбам мира; 3) общим состоянием современной писателю жизни. Свое время Достоевский оценивал как «смутное», «переходное», «зыбучее», «мятущееся». В нем подводятся итоги не только двухвековой истории петровских реформ, но и почти девятнадцативековой истории христианства. Человек волею истории и Промысла Божия поставлен в кризисную ситуацию. Это время утраты ясных представлений о добре и зле, нравственных шатаний; время, когда что-то важное уходит окончательно и определяется судьба России и мира «на века». Это, с точки зрения Достоевского, потенциально катастрофическое время. Оно казалось писателю созвучным с эпохой поздней античности и раннего христианства.

Катастрофа как важный компонент развития сюжета в античной трагедии органично входит в сюжеты многих произведений Достоевского. Как видно из его текстов, Откровение Иоанна Богослова было одной из любимых его книг. Эсхатологичность как живое ощущение конца, по мнению Н. А. Бердяева, является приметным знаком русской ментальности. Многих героев Достоевского можно назвать героями-апокалиптиками. Мир Апокалипсиса катастрофичен. Главное его событие — Второе Пришествие Христа — есть вселенская катастрофа, геологический излом, закрывающий все пути в прошлую жизнь. Рождение новой жизни через катастрофу, через смерть — главная тема последних романов Достоевского. Катастрофа художественного мира Достоевского ощущалась его современниками. О катастрофе как особенности поэтики Достоевского начали писать позднее. Вяч. Иванов назвал роман Достоевского «романом-трагедией», впервые указав на драматургическую природу его эпоса. Об апокалиптичности Достоевского писали Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Д. С. Мережковский, А. Белый. В 1920-е гг. эта тема затрагивается в работах Л. П. Гроссмана, М. М. Бахтина, специально посвященных проблемам поэтики Достоевского. После длительного перерыва она вновь возникает в ряде работ трех последних десятилетий (Ф. И. Евнин, В. Д. Днепров, В. Я. Кирпотин). Менее решенными являются вопросы исторической поэтики писателя. Катастрофа в произведениях Достоевского, катастрофа в античной трагедии, в апокалиптике Библии, в народно-религиозном сознании — вот актуальные аспекты исследования этой проблемы.

Ермилова Г. Г.