Критика органическая
Критика органическая — тип философско-психологической критики, в основе которой лежит принцип интуитивно-органического спонтанного сопереживания и сотворчества критика и писателя в единой системе национально-культурного, почвенного организма. Автор теории органической критики — Ап. Григорьев, ее истоки — эстетические идеи Шеллинга, Карлейля, Белинского. В современных исследованиях отмечено, что позиции Ап. Григорьева и Достоевского по большинству литературных и философско-теоретических вопросов были исключительно близки, хотя чаще всего каждый из них к аналогичным или схожим заключениям приходил своим «органическим» путем. Так, Достоевский и Григорьев сходились во многом в точке зрения на сущность русской народности и своеобразие русского национального характера. Монография Григорьева о «Дворянском гнезде» Тургенева стала первым развернутым идейно-эстетическим манифестом почвенничества, что с энтузиазмом было воспринято Достоевским. Тем не менее, у Достоевского были претензии к Григорьеву-критику, которому, по его мнению, не хватает публицистичности, общественного темперамента, в то время как без этих качеств критика не может выполнить своего назначения: «...всякий критик должен быть публицистом», т. е. «иметь твердые убеждения» и «уметь и проводить» их (20; 136 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Достоевского раздражал крайний субъективизм Григорьева: «...он был и капризен и порывист как страстный поэт» (20; 136). Так, Достоевский считал, что Григорьев завышает оценку творчества Островского и в этом случае более взвешенной оказалась критика Добролюбова. Достоевский полемизировал с григорьевской концепцией русской литературы, которой Достоевский был лично задет, поскольку школа «сентиментального натурализма» оценивалась Григорьевым невысоко как литература «зловонных углов». В 1860-е гг. отношение Григорьева к Достоевскому меняется в сторону понимания глубоких и многообещающих перемен в его творчестве, хотя критик так и не напишет ни одной специальной статьи о Достоевском. Отзывы его об «Униженных и оскорбленных», «Записках из Мертвого дома», «Записках из подполья», «Зимних заметках о летних впечатлениях» носят фрагментарный характер.
Житкова Л. Н.