Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском

Статья-некролог Достоевского, посвященная его старшему брату М.М. Достоевскому, скончавшемуся 10 июля 1864 г. В ней писатель не ставит цели всесторонне охарактеризовать личность и жизненный путь покойного, а касается исключительно «литературной и издательской его деятельности». При этом Достоевский останавливается на нескольких основных моментах. Он рассказывает о том, как у его брата возникла мысль об издании журнала и каким ему представлялся этот новый литературный орган. Достоевский отмечает, что М.М., который в молодости был «самым страстным, самым преданным фурьеристом», затем «органически» пришел к почвенничеству, ставшему идеологической платформой журналов «Время» (1861—1863) и «Эпоха» (1864—1865). Достоевский вспоминает о том, каким был его брат как редактор. Он пишет, что покойного отличали образованность, трудолюбие, трезвость взгляда, самостоятельность оценок и суждений, лояльность, скромность и самоуважение. Достоевский-старший выполнял преимущественно редакторскую работу, написав лишь несколько статей для отдела литературной критики. «Состав книжек журнала, выбор статей, выбор вопросов, о которых именно теперь нужно бы говорить и о чем журналу надо дать свое мнение, — все это вполне принадлежало самому Михаилу Михайловичу», — сообщает писатель. Достоевский подчеркивает, что его брат был самым строгим и требовательным ценителем журнала и постоянно стремился к его усовершенствованию. Несмотря на расстроенное здоровье, М.М. не прекращал работать, оставался бесконечно преданным своему делу до самой смерти. В некрологе Достоевский характеризует своего брата также как поэта и литератора, полагая, что тот был «уж слишком строг к трудам своим». Писатель упоминает о переводческом таланте брата, выделяя его переводы драмы Ф. Шиллера «Дон Карлос» и сатирические поэмы И.В. Гете «Рейнеке-Лис». В заключение статьи Достоевский указывает на такие особенности характера покойного, как настойчивость и энергичность, проявлявшиеся в ведении им журнальных дел, и вместе с тем на необыкновенную впечатлительность и самоуглубленность.

Л.П. Гроссман считает, что статья-некролог Достоевского «не свободна от обычных в таких случаях восхвалений и далека от биографической достоверности» (Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1965. С. 310). Во-первых, возражение исследователя вызывают слова писателя о фурьеризме брата. Последний, по замечанию Л.П. Гроссмана, был «неизменно чужд всякой страстности и оппозиционности» (Там же). Действительно, как известно из документов «дела петрашевцев» и мемуаров современников, М.М. сочувственно относился к идеям утопического социализма, но был настроен умеренно и высказывался против активных действий. По воспоминаниям С.Д. Яновского, когда Достоевский предложил брату почитать Луи Блана, тот ответил: «Я, кроме Фурье, никого и ничего не хочу знать, да правду сказать, и его-то, кажется, скоро брошу; все это не для нас писано» (Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 249). Во-вторых, по мнению Л.П. Гроссмана, Достоевский дает неоправданно высокую оценку покойному как редактору «Времени» и «Эпохи», приписывая «скромному литератору» черты «блестящего публициста», которыми обладал он сам. Исследователь утверждает, что М.М. был в основном «коммерческим администратором этих изданий, весьма далеким от выработки программы обоих журналов и идейного руководства их направлением» (Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1965. С. 311). При этом он ссылается на следующую фразу из письма Достоевского к А.Е. Врангелю от 31 марта — 14 апреля 1865 г.: «Ведь и "Время" Я начал, а не брат, я его направлял и я редактировал».

Другой точки зрения по данному вопросу придерживаются Г.М. Фридлендер и В.С. Нечаева. Они обращают внимание на опубликованную в журнале «Светоч» статью М.М. Достоевского о драме А.Н. Островского «Гроза» (1860. № 3), в которой еще до возникновения термина «почвенничество» и самого направления впервые получили отражение характерные для него идеи. В связи с этим Г.М. Фридлендер предполагает, что М.М. «принадлежала большая, чем это было принято думать до сих пор, роль в выработке идеологической платформы журналов братьев Достоевских» (Фридлендер Г.М. У истоков «почвенничества»: (Ф.М. Достоевский и журнал «Светоч») // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1971. Т. 30, вып. 5. С. 406). В.С. Нечаева, в свою очередь, указывает, что старший брат Достоевского «имел достаточно данных, чтобы вести не только материально-организационную часть изданий, но и активно воздействовать на их идейную направленность» (Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время». 1861—1863. М., 1972. С. 29).

Достоевский неоднократно выступал в печати с отзывами о своем брате. Кроме некролога характеристике М.М. Достоевского как редактора и человека, его взаимоотношениям с сотрудниками журнала и, в частности, с самим Достоевским посвящено опубликованное в «Эпохе» «Примечание к статье Н.Н. Страхова "Воспоминания об Аполлоне Александровиче Григорьеве"» и реплика «За умершего», включенная в апрельский выпуск «Дневника писателя» за 1876 г. В них писатель опровергает ошибочные и недоброжелательные воспоминания и суждения о покойном.

Из письма Достоевского к П.В. Быкову от 15 апреля 1876 г. известно, что он собирался составить для последнего биографию М.М. Достоевского. Однако эта биография, по всей вероятности, не была написана, и никаких сведений о работе писателя над ней не сохранилось.

Шевцова Н.В. Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 225—226.

Впервые включено в Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского. С многочисленными приложениями. Т. XXII. Пг.: Просвещение, 1918. С. 211—216.

Эпоха. Журнал литературный и политический, издаваемый семейством М. Достоевского. СПб.: Тип. Рюмина и К°, 1864. Июнь. С. I—VI.

700 Кб

Файл является собственностью редакции «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества».
Размещение файла на других Интернет-ресурсах ЗАПРЕЩЕНО!