М.М. Достоевскому (17 декабря 1846)

С.-Петербург, 17 декабря 46 г.

Что это с тобою сталось, любезный брат, что ты совершенно замолк? С каждой почтой жду чего-нибудь от тебя и ни слова. Я в беспокойстве, часто думаю о тебе, о том, что ты хвораешь иногда, и боюсь делать заключения. Ради Бога, напиши мне хоть две строчки. Пожалуйста, напиши и успокой меня. Ты, может быть, всё выжидал продолжения моего недавнего послания.1 Но на меня не сердись, что я так неточно исполняю слово мое. Я теперь завален работою и к 5-му числу генваря обязался поставить Краевскому 1-ю часть романа «Неточка Незванова», о публикации которой ты уже, верно, прочел в «Отечеств<енных> записках».2 Это письмо пишу я урывками, ибо пишу день и ночь, разве от семи часов вечера, для развлечения, хожу в Итальанскую оперу в галерею слушать наших несравненных певцов.3 Здоровье мое хорошо, так что об нем уж и нечего писать более. Пишу я с рвением. Мне всё кажется, что я завел процесс со всею нашей литературою, журналами и критиками и тремя частями романа моего в «Отечеств<енных> записках» и устанавливаю и за этот год мое первенство назло недоброжелателям моим. Краевский повесил нос.4 Он почти погибает. «Современник» же выступает блистательно. У них уже завязалась перестрелка.5
Итак, брат, я не поеду за границу ни нынешнюю зиму, ни лето, а приеду опять к вам, в Ревель.6 Я сам с нетерпением жду лета. Летом буду переделывать старое и подготовливать к осени издание, а там что будет. Что, здоровы ли все у тебя, брат? Не больна ли уж Эмилия Федоровна? На это письмо я немедленно требую ответа.а Я живу, как я уже писал тебе, брат, с Бекетовыми на Васильевском острове; не скучно, хорошо и экономно.7 Бываю у Белинского. Он всё хворает, но с надеждами. M-me Белинская родила.8
Я плачу все долги мои, посредством Краевского. Вся задача моя заработать ему всё в зиму и быть ни копейки не должным на лето. Когда-то я выйду из долгов. Беда работать поденщиком! Погубишь всё, и талант и юность и надежду, омерзеет работа и сделаешься наконец пачкуном, а не писателем.
Прощай, брат. Ты меня оторвал от моей самой любопытной страницы в романе, а дел еще куча впереди. Ах, милый мой, кабы тебе удалось. Мне всё хочется с тобою свидеться поскорее, да и свидеться-то хочется, установив и разрешив мое положение. Я связал себя по рукам и по ногам моими антрепренерами. А между тем со стороны делают блистательные предложения. «Современник», который в лице Некрасова меня хочет ругать, дает мне за лист 60 р. серебром, что равняется 300 р. в «Отеч<ественных> записк<ах>», «Библиотека для чтения» — 250 р. ассиг<нациями> за свой лист и т.д., и я ничего не могу туда: всё взял Краевский за свои 50 р. серебр<ом>, дав денег вперед. Кстати: Григорович написал физиологию «Деревня» в «Отеч<ественных> записках», которая здесь делает фурор.9 Ну, прощай, любезный брат. Кланяйся Эмилии Федоровне, Феденьке, Машеньке и Мише. Забыли ль дети меня или нет? Кланяйся Рейнгарту и другим. Ходит ли к вам Анна Ивановна?10 Всем старым знакомым тоже поклон.

Твой всегда Ф. Достоевский.

Адресc мой:
На Васильевском острове в 1-й линии по Большому проспекту, в доме Солошича, в № 26, в квартире Бекетова.
Теперь, брат, вот что: приезжай этот год на Масленицу в Петербург. Хоть на две недели. Но приезжай непременно. Квартира и стол тебе не будут ничего стоить. Чай, сахар и всё содержание тоже. Карманного ты почти ничего не истратишь. Вся поездка обойдется в пустяки. А? Как ты думаешь. Подумай об этом. Что тебе? Я бы был так рад тебя видеть. Да и тебе-то было б приятно пожить в Петербурге. Тебе даже не нужноб совсем денег брать, чтобы ехать сюда. Я тебе должен и заплачу за всё. Денег достанем. Ради Бога, приезжай, брат. Ты сидень. Неужели ты хочешь дойти до того, что тебя из Ревеля будут клещами вытаскивать. Приезжай, кроме шуток, на Масленице.

Твой Д<остоевский>.


а Далее было: брат
б Далее было: ничего

Печатается по подлиннику: РГБ. Ф.93.I.6.12.
Впервые опубликовано: Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. СПб., 1883. Отд. II. C. 59—61.

1 См. окончание письма М.М. Достоевскому от 26 ноября 1846 г.
2 «Неточка Незванова» стала публиковаться лишь с начала 1849 г. (Отечественные записки. 1849, № 1, 2, 5). Объявление о ее появлении в журнале было напечатано: Отечественные записки. 1846. № 12. Отд. VI. С. 118—119.
3 В сезон 1846—1847 гг. особым успехом у петербургской публики кроме прежних итальянских певцов Тамбурини и Сальви пользовались «новая драматическая примадонна», «высокий сопрано, свежий и обработанный» Д. Борси, «тенор» Гуаско, «баритон» Коллини и «бассо-буффо» Росси (см.: Вольф А. Хроника петербургских театров... СПб., 1877. Ч. I. С. 123). В репертуаре итальянской труппы были оперы Верди, Доницетти, Беллини, Россини, Обера (см.: Вольф А. Хроника петербургских театров... СПб., 1877. Ч. II. С. 130—131; ср. также обоснование датировки письма А.У. Порецкому от 10 января 1847 г.).
4 Достоевский не выполнил условий «контракта» с А.А. Краевским, о чем с юмором («презабавный анекдот») рассказывал В.Г. Белинский в письме к В.П. Боткину от 17 февраля 1847 г.: «Воспользовавшись крайнею нуждою Кр<аевско>го в повестях, он превосходно надул этого умного, практического человека. Он забрал у него более 4 тысяч асс<игнациями> и заключил с ним контракт, по которому обязался 5 декабря доставить ему 1-ю часть нового своего большого романа, 5 января — 2-ю, 5 февраля — 3-ю,  5 марта — 4-ю часть. Проходит декабрь — Дост<оевский> не является к Кр<аевскому>, проходит январь — тоже (а где найти его, Кр<аевский> не знает); наконец в нынешнем месяце, в одно прекрасное утро, раздается в прихожей Кр<аевского> звонок, человек отворяет дверь и видит Дост<оевского>, снимает с него шинель и бежит доложить. Кр<аевский>, разумеется, обрадовался, говорит — проси, человек идет в переднюю и — не видит ни галош, ни шинели, ни самого Достоевского...» (Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953—1959. Т. XII. С. 332—333; ср. там же, стр. 335—336).
5 Под «перестрелкой» Достоевский имеет в виду, вероятно, выступление В.Н. Майкова против Белинского в статье «Стихотворения Кольцова» (Отечественные записки. 1846. № 11, 12) и ответную критику «фантастического космополитизма» Майкова в готовившемся в это время к печати обзоре Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 г.» (Современник. 1847. № 1). О содержавшейся в ней полемике с Майковым Достоевский мог узнать заранее (или через Майковых, или от лиц из круга Белинского).
6 Летом 1847 г. Достоевский не смог приехать в Ревель, но 25 сентября 1847 г. М.М. Достоевский сам «отбыл пароходом в Петербург» (см.: Достоевский и его время. Л., 1971. С. 283).
7 См. письмо М.М. Достоевскому от 17 сентября 1846 г. и примеч. 3 к нему.
8 У М.В. Белинской родился сын Владимир 24 ноября 1846 г.; вскоре он умер (см.: Орлова А. Из воспоминаний о В.Г. Белинском // Русские ведомости. 1891. 29 мая. № 145; Оксман Ю. Летопись жизни и творчества В.Г. Белинского. М., 1958. С. 462, 491, 494).
9 Название «физиология» в применении к очеркам и рассказам, изображающим внешний облик и быт представителей различных социальных слоев, профессий, жизнь низов города и деревни, утвердилось прочно в русской литературе (вслед за французской) после выхода в свет в 1845 г. изданного Некрасовым сборника «Физиология Петербурга» — программного для писателей натуральной школы 40-х гг. Об успехе повести Григоровича «Деревня» (Отечественные записки. 1846. № 12), отклоненной редакцией «Современника» (в частности И.И. Панаевым), в кружке Бекетовых и об отношении к ней Белинского см.: Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М., 1987. С. 92—93; см. также свидетельство Тургенева в «Литературных и житейских воспоминаниях» (Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 12 т. М., 1978—1986. Т. 11. С. 30) и отзыв Белинского о повести в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 г.» (Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953—1959. Т. X. С. 42—43).
10 Возможно, речь идет об А.И. Штреммер — будущей жене А.Н. Майкова. В письме А.Н. Майкову от 18 января 1856 г. Достоевский о ней отзывался очень тепло: «Вы пишете мне, помню ли я Анну Ивановну? Но как же забыть. Рад ее и Вашему счастью, оно мне и прежде было не чуждо: помните в 47 году, когда всё это начиналось. Напомните ей обо мне и уверьте ее в беспредельном моем уважении и преданности».