М.М. Достоевскому (5 сентября 1846)

5 сентября.

Спешу тебя уведомить, любезный брат, что я кое-как добрался до Петербурга и остановился, как желал, у Трутовского. Качки я не чувствовал, но в дороге и здесь в Петербурге промок до костей и простудился совсем, кашель, насморк и всё это у меня в самой сильной степени. Первое время было ужасно скучно. Я ходил нанимать квартиру и нанял уже за 14 руб. серебр<ом> от жильцов 2 маленькие комнатки, с хорошею мебелью и прислугою, но еще не переехал. Адресс же: напротив Казанского собора, в доме Кохендорфа, в нумере 25.а По этому адрессу ты мне и пиши поскорее; ибо очень желаю от тебя письма.1 На мне грусть страшная.
Белинские доехали хорошо, и с самой пристани я еще не видался с ними. Зашел на другой день к Некрасову. Он живет в одной квартире с Панаевыми, и потому я виделся со всеми. Альманах идет; нужно спешить.2 Про лавку я не хотел спрашивать и не знаю; но верно тоже идет.3 Но вот известие: чтоб узнать адресс Некрасова, я зашел к Прокоповичу. Он мне объявил причину приезда Некрасова в Ревель — причину, которую он держал в тайне, по разным политическим видам, и не говорил даже и Прокоповичу; да тот догадался по разным данным. Приезжал он видеться с Масальским, чтобы купить у него «Сын отечества». Дело-то кажется пошло на лад, и к Новому году у нас может быть новый журнал.4
Я тебе ничего не говорю о Гоголе, но вот тебе факт. В «Современнике» в следующем месяце будет напечатана статья Гоголя — его духовное завещание, в которой он отрекается от всех своих сочинений и признает их бесполезными и даже более. Говорит, что не возьмется во всю жизнь за перо, ибо дело его молиться. Соглашается со всеми отзывами своих противников. Приказывает напечатать свой портрет в огромнейшем количестве экземпляров и выручку за него определить на вспомоществование путешествующим в Иерусалим и проч. Вот. — Заключай сам.5
Был я и у Краевского. Он начал набирать «Прохарчина»; появится он в октябре. Я покамест о деньгах не говорил; он же ласкается и заигрывает. У других ни у кого не был еще. Языков открыл контору и выставил вывеску.6 На дворе страшный дождь и потому трудно выходить. Я еще живу у Трутовского, завтра же переезжаю на квартиру. Насчет шинели тоже никак нельзя было хлопотать за хлопотами и дождем. Хочу жить скромнейшим образом. Желаю и тебе того же. Нужно дело делать помаленьку. Поживем и увидим. А теперь прощай. Я спешу. Много бы хотелось написать, да иногда лучше и не говорить. Пиши. Жду от тебя ответа в наискорейшем времени. Целуй детей. Кланяйся Эмилии Федоровне. Тоже поклонись и другим, кому следует. С следующей почтой напишу гораздо более. Это только уведомление. Прощай, желаю тебе всего лучшего, бесценный друг мой, — а главное покамест терпения и здоровья.

Твой брат Ф. Достоевский.

На обороте:
     Его благородию
Михайле Михайловичу Достоевскому.
          В Ревель.
В Инженерную команду.
Г-ну инженер-прапорщику.


а Далее: Только ты мне — затем две густо зачеркнутые строки, заканчивающиеся словами: уведомлю их после.

Печатается по подлиннику: РГБ. Ф.93.I.6.12.
Впервые опубликовано: Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. СПб., 1883. Отд. II. C. 48—49.
Датируется 1846 г., так как в письме говорится о возвращении Достоевского вместе с семьей Белинского на пароходе из Ревеля в Петербург.

1 Ответное письмо М.М. Достоевского неизвестно.
2 См.: письмо М.М. Достоевскому от 1 апреля 1846 г., примеч. 5.
3 Возможно, речь идет о комиссионной продаже Некрасовым «Петербургского сборника».
4 С нового 1847 г. Некрасов и И.И. Панаев приобрели и начали издавать не «Сын отечества», а «Современник». Официальным редактором журнала стал А.В. Никитенко.
5 О предполагаемой публикации «Завещания» Гоголя в «Современнике» Достоевскому мог сообщить друг Гоголя Н.Я. Прокопович. Появилось в печати оно лишь в начале 1847 г. в составе «Выбранных мест из переписки с друзьями» (Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1937—1952.  Т. VIII. С. 219—224). Иронический отклик Достовского на «Завещание» отражает позицию круга Белинского по отношению к религиозной моралистике Гоголя.
6 В октябре 1846 г. Н.Н. Тютчевым и М.А. Языковым на средства последнего была открыта «Контора агентства и комиссионерства», предназначенная для снабжения провинциалов предметами жизненного обихода и книгами. Литераторы возлагали на контору большие надежды. В 1847—1850 гг. через нее рассылался «Современник». Однако в делах конторы не было большого порядка, из-за этого она часто терпела материальный урон, хотя и просуществовала до конца 50-х гг. (см.: Панаева (Головачева) А.Я. Воспоминания. М., 1986. С. 216—218, 451—452).