О.Я. Нечаевой (28 января 1840)
Любезнейшая бабушка!1 Как сладко отозвались в сердце моем слова сестры моей, упоминавшей о том, что Вы не забыли меня. Ежели бы я имел право просить любезнейшего дяденьку в прошлом письме моем о передаче Вам моего нижайшего почтенья, любви и уваженья, то я бы, к несказанному для меня удовольствию, мог бы предупредить Вас. Теперь мне ничего более не остается, как нижайше благодарить Вас об этом. Верьте, что никогда не забуду я того уважения и преданности, с которыми честь имею пребыть теперь Вас любящим и преданным Вам
Ф. Достоевский.
Любезнейшей тетеньке, Катерине Федоровне,2 свидетельствую мое нижайшее уваженье.
Печатается по подлиннику: ИРЛИ. Ф.56. № 392.
Впервые опубликовано: Достоевский А.М. Воспоминания. Л., 1930. С. 383.
Датируется 28 января 1840 г., так как написано на одном и том же листе с письмом к В.М. Достоевской от этого числа (см. письмо В.М. Достоевской от 28 января 1840 г., обоснование его датировки).
1 «Про бабушку Ольгу Яковлевну, — вспоминает А.М. Достоевский, — могу сообщить, что она вышла замуж за моего деда (женившегося вторым браком) <...> уже тогда, когда тетенька была замужем за Куманиным. Следовательно, маменька была тогда девочкою 14-ти лет и с лишком пять лет до своего замужества <...> проживала под надзором своей мачехи <...> мы, дети, не особенно любили ее, потому что она при всяком свидании умела или взглядом, или словом сделать какое-нибудь замечание, нелюбезное к нам, детям. Впоследствии же я слышал, да и сам убедился, что эта женщина была хитра и без сомнения умна, но с умом, направленным не на одно доброе. Не знаю, как при деде, но по смерти деда бабушка заведовала хозяйством всего жившего на большую ногу куманинского дома» (Достоевский А.М. Воспоминания. СПб., 1992. C. 44).
2 Имеется в виду Е.Ф. Нечаева, сводная сестра матери Достоевского.