Конклав

Конклав — совет кардиналов, собирающихся для избрания папы римского. Термин, введенный Л. П. Гроссманом применительно к поэтике Достоевского: «Для композиций Достоевского характерны многолюдные и бурные сцены, как бы сотрясающие всё построение романа, сборища, споры, скандалы, истерики, пощечины, припадки» (Гроссман Л. П. Достоевский — художник // Творчество Ф. М. Достоевского. М., 1959. С. 344). Нередко это сцены необыкновенных столкновений, подготовленных интригами, заговорами, осложненные внезапными исповедями-обличениями. Прием конклава «в наиболее простом виде... выступает в повести “Дядюшкин сон”» (Там же). В 1860-е гг. этот прием осложняется новым компонентом: «это скверный анекдот, перерастающий в высокую трагедию» (Там же. С. 345. — курсив Л. Гроссмана) — поминки по Мармеладову, день рождения Настасьи Филипповны, встреча Ставрогина с Хромоножкой в гостиной его матери и т. п. Г. К. Щенников показал сюжетно-композиционную роль конклава в романе Достоевского: им завершается начальный цикл в произведении. Конфликт еще воспринимается читателем в свете известных литературных традиций (коллизий «натуральной школы», либо романа-утопии, либо повести о «лишнем человеке» и т. п.). От читателя еще скрыта важнейшая особенность конфликта: то, что действие здесь вытекает из свободного выбора героя. На общем сборище персонажей по видимости разрешается первоначальная проблема, хотя решение ее сразу же обнаруживает, что это вовсе не главный вопрос, что проблема неверно понята или неправильно решена. «Это был день неожиданностей, день развязок прежнего и завязок нового, резких разъяснений и еще пущей путаницы» (10; 120) — данная оценка конклава в «Бесах» может быть распространена на все пятикнижие. После конклава начинается, по существу, новая расстановка действующих лиц: они теперь определяются в отношении один к другому как идейные антагонисты или двойники. Теперь прежние бытовые, психологические, социальные отношения между героями отходят на второй план, на первый выступают психологические связи. Основным принципом системы характеров становятся конфликты персонажей в этико-философских ориентациях, которые создают контрастирующие ряды, параллелизм и двойничество. Таким образом, конклав означает порог между социально-психологическими и философскими планами романного конфликта. Новое развитие конфликта, толчок которому дает конклав, резко меняет жанровую природу и целостность произведения, превращает его в философский роман-трагедию — оригинальный жанр Достоевского.

Щенников Г. К.