Скрытый романный миф
Скрытый романный миф — подразумеваемый в идеологическом плане сюжета индивидуальный миф, связанный с традиционными мифами, но оценочно контрастный по отношению к ним. Роман как эпос нового времени в основном был демифологизирован, претендовал на историческую точность или научную объективность. С творчества Достоевского началась новая ремифологизация романа: сюжет у него отличается двуплановостью; внешний план — авантюрно-бытовой, сенсационный, скрытый план — мифоидеологический, напоминающий одновременно античную трагедию и христианскую мистерию. Из великих мифов европейской культуры определяющими для Достоевского явились миф о «золотом веке», эдиповский, фаустианский, гамлетовский мифы и жизнь Иисуса Христа. Достоевский трактовал их свободно и нередко скептически: Мышкин — это «князь Христос» (христоподобный человек), но в нем отразилась неуверенность добра в себе самом, в результате чего герой оказался «гамлетическим Христом»; в образе Ставрогина, «отрицательного русского Фауста» (определение Вяч. Иванова), Достоевский оспорил просветительский оптимизм Гете, показав, что за последним порогом свободы начинается атрофия воли и распад личности, влекущие за собой самоубийство Ставрогина. Отрицательный Фауст разоблачается как предатель собственных идеалов и вешается, как Иуда. В «Братьях Карамазовых» эдиповский миф делится на две субъективные драмы: теоретика Ивана (Эдип-Фауст) и сладострастника Мити, представляющего собой и отражение шиллеровских бунтарей (Дон Карлос, Карл Моор), и житийный тип спасенного грешника. Соперник отца в любви, он не совершает отцеубийства. Спасение Мити самоотверженной любовью Грушеньки — новый поворот в эволюции эдиповского мифа. Напротив, Ивану приданы богоборческие черты романтического Каина, терпящего моральное поражение при попытке пренебречь практическими выводами из его собственных теорий. Еще З. Фрейд («Достоевский и отцеубийство») подметил в этом романе второй смысл; отцеубийство — это метафора цареубийства. Политическая актуальность скрытого романного мифа «Братьев Карамазовых» поразительна: через несколько месяцев после публикации был убит царь Александр II. Таким образом, скрытый романный миф писателя характеризуется сочетанием вневременной проблемности с самой жгучей злободневностью, веры — с сомнением, морали — с политикой: «слезинка ребенка» опровергает все социальные утопии. Благодаря такой остроте и глубине, роман Достоевского открыт в перспективу столетий и как бы не стареет, остается волнующе актуальным и по сей день, несмотря на то, что многие конкретные вопросы этого романа имели преходящий характер. Скрытый романный миф Достоевского оказывает и поныне сильное влияние на литературу (Ч. Айтматов, Г. Маркес) и на большое киноискусство (А. Куросава, И. Бергман, Л. Висконти).
Назиров Р. Г.