Серов Александр Николаевич

[11(23).1.1820, Петербург — 20.1(1.2).1871, там же]

Ком­позитор и музыкальный критик. В 1835–1840 гг. обучался в училище правоведения, а затем слу­жил в различных ведомствах Министерства юс­тиции и внутренних дел. Ему принадлежат опе­ры «Юдифь» (1862), «Рогнеда» (1865), «Вражья сила», труды о М.И. Глинке, А.С. Даргомыж­ском, Р.Вагнере, Л.Бетховене, русской и укра­инской народной песне и др.

С творчеством Достоевского Серов познако­мился в 1846 г., когда писал о «Бедных людях», что эта повесть «должна производить совсем не­обыкновенное впечатление. Кажется, что ни в какой литературе еще не было ничего такого». Достоевский познакомился с Серовым осенью 1860 г., когда вместе со своим старшим братом М.М. Достоевским организовывал литератур­ный кружок, постоянным членом которого ста­новится Серов. Н.Н. Фон-Фохт вспоминает, что Достоевский «превыше всего ставил музыку Моцарта и Бет­ховена, а из русских композиторов очень любил произведения Глинки и Серова, в особенности оперу последнего "Рогнеда"».

Достоевский был активным свидетелем созда­ния «Рогнеды», о чем вспоминал Серов в авто­биографической записке, говоря о себе в третьем лице: «Сотрудником по тексту в "Рогнеде" был Д.В. Аверкиев, очень метко схватывавший на­мерения композитора-драматурга в их, так ска­зать, еще эмбрионическом виде <...> Эта работа шла почти незаметно, среди бесед с многими дру­гими литераторами — Майковым, Достоевским и др., окружавшими тогда Серова, и параллель­но с самим сочинением музыки».

О присутствии Достоевского в доме Серова вспоминает и жена композитора В.С. Серова, а также музыкальник критик Г.А. Ла­рош, хотя и не упоминает имени писателя: «То­варищ мой познакомил меня с Серовым <...>. По вторникам, вечером, у него собирались знакомые, из своих товарищей я застал Рихарда Мецдорфа, остальные гости были все больше ли­тераторы, преимущественно редакция только что запрещенного "Времени"». Серов участвовал в журнале «Эпо­ха». 16 мая 1863 г. Достоевский мог быть на премьере оперы «Юдифь» в Мариинском театре в Петербурге. 14 сентября 1863 г. критик Н.Н. Страхов сообщал Достоев­скому: «Серов блаженствует. Он пишет "Рогне­ду", должно быть отличную вещь; там будет изу­мительный трепак. Жаль только, что маэстро, кроме "Юдифи" и "Рогнеды", ни о чем говорить неспособен». По предположению А.А. Гозенпуда, развитие и переосмысление композитором образа Еремки в опере А.Н. Серова «Вражья сила» (1871) про­изошло, возможно, «не без воздействия Досто­евского».

Сохранилось в РГБ три письма Серова к До­стоевскому за 1864–1865 гг., из которых одно от 28 декабря 1864 г. — о статье «Музыка, музы­кальная наука, музыкальная педагогика» — опубликовано Л.П. Гроссманом: «Многоуважа­емый Федор Михайлович, препровождаю к Вам кончик статьи, которая, полагаю, уже давно у Вас в типографии набирается и, вероятно, на днях выйдет в свет. Хотел было вчера занести к Вам эти листочки самолично, но был удержан дома работкой над заключительною сценою 4-го акта Рогнеды. Теперь и этот акт — важнейший — окон­чен. Если угодно ознакомиться с ним, милости прошу — завтра.
Не знаю, как наши расчеты, думаю, что мы уже сквитались, — но во всяком случае опять докучаю Вам просьбицей. Сижу буквально без гроша и буду несказанно благодарен, если Вы мне сегодня пришлете хоть 25 руб. — простите за надоедательность. Что ж мне делать? Предан­нейший Вам А.Серов».