Панов Михаил Михайлович

[1836 — 1897]

Московский художник и фотограф, друг художника И.Н. Крамского, окончил Академию худо­жеств в 1865 г., снял Достоевского после его Пуш­кинской речи в Москве 9 июня 1880 г. Жена пи­сателя А.Г. Достоевская вспоминает: «Расска­зывал мне Федор Михайлович и о том, что на следующее утро к нему приехал лучший тогдаш­ний московский фотограф, художник Панов, и упросил Федора Михайловича дать ему возмож­ность снять с него портрет. Так как муж мой то­ропился уехать из Москвы, то, не теряя време­ни, отправился с Пановым в его фотографию. Впечатления вчерашних знаменательных для Федора Михайловича событий живо отпечатле­лись на сделанной художником фотографии, и я считаю этот снимок художника Панова наибо­лее удавшимся из многочисленных, но всегда различных (благодаря изменчивости настрое­ния) портретов Федора Михайловича. На этом портрете узнала я то выражение, которое виде­ла много раз на лице Федора Михайловича в пе­реживаемые им минуты сердечной радости и сча­стья».

О фотографии Панова, которая хранится в ИРЛИ, писал И.Н. Крамской: «В последние его [Достоевского] годы, лицо сделалось еще знаме­нательнее, еще глубже и трагичнее, и очень жаль, что нет портрета последнего времени рав­ного Перовскому по художественным достоин­ствам. Недостаток этот, к счастью, совершенно случайно восполнен фотографией. Московский фотограф Панов сделал именно эту фотографию. Портрет в смысле фотографической техники, быть может, неважный, у Панова есть портреты в этом отношении гораздо лучше Достоевского, но что в нем примечательно — это выражение. По этой фотографии можно судить, насколько при­бавилось в лице Достоевского значения и глуби­ны мысли. Фотографии редко дают сумму всего, что лицо человеческое в себе заключает: в фото­графии Панова явилось счастливое и редкое ис­ключение. Можно догадываться, что в данном слу­чае в помощь фотографии явился такой момент в жизни Достоевского, как Пушкинский празд­ник в Москве: портрет этот снят после его знаме­нитой речи о значении Пушкина».