Ободовский Константин Петрович
[? — после 1903]
Писатель, автор книги «Три беседы. 1. О любви. 2. В чем состоит счастье. 3. О будущности мира». СПб., 1903. В 1893г. Ободовский опубликовал воспоминания о встречах с Достоевским под названием «Листки из записной книжки»: «...Покойного Ф.М. Достоевского я встретил впервые у поэта Я.П. Полонского в 1879 году.
Видеть его мне удалось всего раза три-четыре, но, тем не менее, впечатление, вынесенное мною о нравственной личности покойного писателя, является вполне цельным и до такой степени свежим и живым, как будто я видел его только вчера.
Действительно, встретивший его раз, надолго, если не навсегда, запечатлевал образ его в своей памяти. Когда он начинал говорить, то походил на ветхозаветного пророка и, казалось, был создан для того, чтобы "глаголом жечь сердца людей". Каждое слово его было проникнуто такою глубокою верою в то, что он говорил, что вера эта невольно сообщалась слушателям, часто резко расходившимся с ним в убеждениях. Эта глубокая вера и искренность писателя, не преклонявшегося ни пред людьми, ни пред обстоятельствами, в сопоставлении с тем, что он вынес в течение своей многострадательной жизни, возбуждали к нему чувства глубокого уважения и симпатии даже среди самых страстных противников его идей.
Первая встреча моя с покойным Ф<едором> М<ихайловичем> произошла, как я уже сказал, у Полонских в одну из пятниц 1879 года. Полонские жили тогда на углу Николаевской и Звенигородской улиц. Из окон их квартиры открывался вид на Семеновский плац, вдали виднелся шпиц егерской церкви. Когда я вошел, Достоевский стоял у окна и вглядывался в мигавшую огоньками площадь. "Вот, — сказал он, — то место, где 30 лет тому назад меня вели на казнь, и я, подняв глаза на церковь, перекрестился, прощаясь с жизнью".
С этими словами он отошел он окна. Яков Петрович представил меня писателю. Мы сели. Разговор зашел о злобе дня, событиях того времени. Описываемое время было одною из самых мрачных эпох в русской истории.
Все ужасы этого времени производили неотразимое впечатление на Ф<едора> М<ихалойвича> и побуждали его доискиваться их причин.
По убеждению писателя, высказанному им в тот вечер, основную причину событий следовало искать в давно прошедшем русской истории, а именно в Петровской реформе. Петр круто сломал те устои, на которых покоилась Московская Русь, и внес изменения в обычаи и нравы против воли народных масс. Много в этих реформах было света и правды, но все-таки они шли вразрез с идеями громадного большинства населения и породили глухое, но, тем не менее, энергическое сопротивление государственной власти. Последняя, со своей стороны, конечно, уже не могла доверять и обращаться к содействию не сочувствовавших проводимым ею реформам народных масс, и вот отсюда начало обоюдного недоверия земли и власти, создавшее почву для разных темных сил, стремящихся к ниспровержению государственного порядка и полной анархии. Ближайшую причину событий Ф<едор> М<ихайлович> видел в упадке религии и, между прочим, указывал на значительный процент в рядах нигилистов из числа бывших, по преимуществу не доучившихся, воспитанников семинарий. По высказанному писателем убеждению, лица из среды духовного сословия, в случае, если они не обладают достаточным нравственным развитием для понимания истинного духа религии, имеют больше шансов прийти к отрицанию и сделаться атеистами, чем светские люди. Последнее объясняется тем, что названные лица, находясь, так сказать, в постоянном общении с религией, часто перестают видеть ее духовную сущность, и, в конце концов, религия в их глазах до того вульгаризуется, что они видят лишь одну сухую, обрядовую формулу, без всякого внутреннего содержания в том, что для светских людей представляется святынею. Ближайшим последствием такого взгляда является равнодушие к религии, дискредитированной, так сказать, в глазах лиц, наиболее близко стоящих к ней, — равнодушие, которое в дальнейшем ведет к полному отрицанию религии, а вместе с нею и всех устоев, на которых зиждется современная общественность.
Вскоре после описанной встречи мне пришлось опять увидеть Ф<едора> М<ихайловича>. Это было на известном литературном вечере в Благородном собрании, на котором должен был читать И.С. Тургенев, только что приехавший из Москвы, где его встречали восторженно <...>.
Это был триумф не только И.С. Тургенева, но и других участвовавших в чтении первоклассных представителей литературы: Достоевского, Полонского, Щедрина, Плещеева и Потехина».