Надеждин Алексей Степанович (Отец Алексей)

[1833 — ?]

Старорусский священник, подавший прошение в Синод о снятии с него ду­ховного сана, знавший Достоевского летом 1880 г. В связи с тем, что в Синоде слушалась просьба Надеждина «о сложении с него духовного сана», К.П. Победоносцев просил Достоевского дать характеристику Надеждину, проживающего также в Старой Руссе в доме священника И.Ру­мянцева. «Просьба его удовлетворена, — писал К.П. Победоносцев, — но мне было бы желатель­но лично видеть его, посмотреть, что он за чело­век и из-за чего снимает священство <...>. Если Вы в Старой Руссе и имеете досуг и силы, не най­дете ли времячко посмотреть этого человека и уведомить меня о Вашем впечатлении».

В ответном письме к К.П. Победоносцеву от 25 июля 1880 г. Достоевский сообщал: «Я видел его [отца Алексея] и прежде раз у батюшки Ру­мянцева, но мельком. Получив же Ваше пись­мо, тотчас же, в 5 часов вечера, отправился к Румянцеву (от меня очень недалеко) и сообщил ему в секрете про Ваше поручение, обязав его, чтоб он ни слова не говорил отцу Алексею. Ру­мянцев с отцом Алексеем хоть и знакомы (жи­вут в одном доме), но не очень. По моему жела­нию Румянцев тотчас пригласил к себе отца Алексея, гулявшего в саду, выпить чаю, кото­рый уже стоял на столе. Отец Алексей хоть и от­некивался, но наконец пришел, и я провел с ним целый час, ничего ему о Вашем поручении не объявляя. Вот мое наблюдение и заключение:

Сорок семь лет, лыс, черноволос, мало седи­ны. Лицо довольно благообразное, но геморрои­дальное. Сложения, по-видимому, от природы крепкого. Но решительно болен. Выходит из свя­щенства по совершенной невозможности слу­жить от нездоровья. Это уже дело невозвратимое, и сам он ни за что не согласится оставаться свя­щенником, так сам заявлял несколько раз в раз­говоре. Болезнь его странная, но, по счастью, мне известная, ибо сам я болен был этою же самою болезнию в 47-м, 48-м и 49-м годах. Имею тоже одного брата (еще живущего), точь-в-точь этою же болезнию больного. Главное основание ее — сильнейшее брюшное полнокровие. Но в иных характерах припадки этой болезни доходят до расстройства нравственного, душевного. Чело­век заражается беспредельною мнительностью и под конец воображает себя больным уже все­ми болезнями и беспрерывно лечится у докторов и сам себя лечит. Главная причина та, что гемор­рой в этой степени влияет на нервы и расстраи­вает их уже до психических припадков. Отец Алексей убежден уже несколько лет, что от ге­морроя произошло в нем малокровие мозговое, анемия мозга. Прошлый год согласился отслу­жить Светло-Христовскую заутреню, рассказыва­ет он, и так ослабел, что отнялись ноги и не мог стоять. Служил тоже раз всеношную и не докон­чил. С тех пор перестал служить. "Если б, кажет­ся, мне сказали теперь, что завтра надо служить, то я всю ночь бы не спал и дрожал и наверно бы и в церковь не дошел, а упал бы в обморок". (Вид­на по крайней мере большая совестливость к служ­бе и к совершению таинства). Прежде он был домашним священником у Воейкова, потом смотрителем в каком-то богоугодном заведении Невской лавры, давал много уроков, по 8 часов в неделю. "Кончишь неделю, наступит воскре­сенье, лежу у себя дома на диване весь день и читаю книгу — великое наслаждение!.." — Те­перь всё время проводит в лечении, здесь пьет какую-то для него составленную воду, о болез­нях своих говорить любит много и с увлечени­ем. Не знаю, так ли он экспансивен и на другие темы, ибо других тем у него, очевидно, теперь и нет: всё сейчас сведет на разговор о болезни сво­ей. Простодушен и не хитер, хотя вряд ли с боль­шой потребностью духовной общительности. Несмотря на простодушие, несколько мнителен, уже не по отношению только к болезням. Кажет­ся, совершенно честный человек. Вид порядоч­ности несомненный. Убеждений истинных, да­леко не лютеранин, смотрит на православных русских нашего общества весьма правильно. Совестливость есть, но есть ли жар к духовному делу — не знаю. Будущего не столь боится: "один человек не беден", — сказал мне. Несколько оби­жен, что на просьбу его в вспомоществовании положили дать ему 48 рублей в год или платить за него в больницу, будет ляжет, до излечения.

Я пролечил всё, что скопил, говорит он, никого не беспокоил, и вот только 48 рублей. Впрочем, если и осуждает, то без большой злобы. Послед­няя черта: кажется, довольно комфортолюбив, любит отдельную комнату, хотя бы одну, но только вполне приспособленную. Любит бывать один, любит читать книгу, немного маньяк, но сообщества людей не столь чуждается. Вот всё, что я успел заметить. Посылаю Вам скороспелую не ретушеванную фотографию. Главное же и окончательное наблюдение, что продолжать свя­щенствовать ни за что не захочет. — Вид его довольно независимый, не пройдошлив, не ис­кателен, не интересен — этого в высшей степе­ни нет. Скорее девиз его: "оставьте меня в покое"».