Крамской Иван Николаевич
[27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне Воронежской обл. — 23 марта (5 апреля) 1887, Петербург]
Художник. В 1857–1863 гг. учился в Академии художеств в Петербурге, в 1863-1868 гг. преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Создал целый ряд картин и галерею портретов замечательных деятелей литературы и искусства. В «Братьях Карамазовых» Достоевский упоминает картину Крамского «Созерцатель»: «У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием "Созерцатель": изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинеше- нек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то "созерцает". Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно». Достоевский был лично знаком с Крамским. Осенью 1880 г. они встречались в Петербурге у издателя А.С. Суворина. Крамскому принадлежит рисунок, изображающий Достоевского на смертном одре (хранится в ИРЛИ). Жена писателя А.Г. Достоевская вспоминает: «...На другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И.Н. Крамской. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Федор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». В «Историческом вестнике» (1881. № 3. С. 487-488) опубликована заметка о работе Крамского над этим портретом: «Уведомленный о смерти Ф.М. Достоевского на другой день рано утром одним из приятелей последнего, Крамской тотчас же отправился на квартиру покойного, устроил там подмостки и в несколько часов написал карандашом и тушью портрет, одно из лучших своих произведений. Сходство этого портрета поразительное. Попытки фотографов снять этот портрет с покойного в маленькой комнате, при слабом свете и притом, при необходимости, в профиль совершенно не удались. Оригинал портрета Крамской просил вдову покойного принять от него как слабый дар за те часы наслаждения, которые доставляли художнику произведения Достоевского».
14 февраля 1881 г. Крамской писал П.М. Третьякову: «Я не знал <...> какую роль Достоевский играл в Вашем духовном мире, хотя покойный играл огромную роль в жизни каждого (я думаю), для кого жизнь есть глубокая трагедия, а не праздник. После "Карамазовых" (и во время чтения) несколько раз я с ужасом оглядывался кругом и удивлялся, что все идет по-старому, а что мир не перевернулся на своей оси. Казалось: как после семейного совета Карамазовых у старца Зосимы, после "Великого инквизитора" есть люди, обирающие ближнего, есть политика, открыто исповедующая лицемерие, есть архиереи, спокойно полагающие, что дело Христа своим чередом, а практика жизни своим: словом, это нечто до такой степени пророческое, огненное, апокалипсическое, что казалось невозможным оставаться на том месте, где мы были вчера, носить те чувства, которыми мы питались, думать о чем-нибудь, кроме страшного дня судного. Этим я только хочу сказать, что и Вы и я, вероятно, не одиноки. Что есть много душ и сердец, находящихся в мятеже <...>. Достоевский действительно был нашею общественною совестью!», а в письме к А.С. Суворину от 21 января 1885 г. Крамской добавлял: «...Когда я читал "Карамазовых", то были моменты, когда казалось: "Ну если и после этого мир не перевернется на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!"».