Костомаров Николай Иванович

[4(16).5.1817, слобода Юрасовка Воронежской губ. — 7 (19).4.1885, Петербург]

Историк, поэт, проза­ик, критик. Окончил Воронежскую гимназию (1833) и историко-филологический факультет Харьковского университета (1836). В 1844 г. Костомаров защитил магистерскую диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии», в которой рассматривал народные пес­ни как ценный источник и основу национальной культуры. В 1846 г. Костомаров избран адъюнкт-профессором русской истории Киевского универ­ситета, где прочел курс лекций по славянской мифологии, доказывая духовное единство сла­вян в доисторическом прошлом. В 1859 г. Кос­томаров избран экстраординарным профессором русской истории Петербургского университета.
Достоевский встречался с Костомаровым в первой половине 1861 г. в Петербурге на вечерах у участника Севастопольской обороны Н.Л. Тиблена, однако встречи эти были случайные, так как Достоевского и Костомарова разделяли иде­ологические расхождения. Работы Костомарова, с его резко отрицательным отношением к послед­ствиям установления самодержавия, объектив­но служили подрыву официальной идеологии, что было неприемлемо для Достоевского. Появ­ление статьи Костомарова «Куликовская битва». (Месяцеслов на 1864. СПб., 1864, прил.), где Московское княжество рассматривалось лишь как одна из многочисленных русских областей, а Русь в целом — как часть Золотой Орды, и скеп­тически оценивались личные качества Дмитрия Донского, вызвало бурную полемику в газ. «День» и «Голос» Костомарова с историком М.П. Погодиным, и Достоевский предполагал в связи с этой полемикой написать большую статью о Костомарове, однако замысел не был реа­лизован, частично он остал­ся в полемике Достоевского в его статье 1861 г. «Ряд статей о русской литературе. Вопрос об университетах» со статьей Костомарова «Замечание о наших университетах» и в записной книжке Достоевского 1863–1864 гг.: «Костомарову. Да и время наше есть время опош­ленных истин <...> Костом<аров>. Служит мно­гим господам <...>. Г-н Костомаров, который не всегда пожинал лавры от нигилистов, хлопочет, может быть, о возвращении этих аплодисментов. Потому-то, вероятно, он и Пушкина пошляком выругал. Русский-то историк! Пушкина-то!». По просьбе До­стоевского и его брата М.М. Достоевского с рез­кой критикой Костомарова выступил Д.В. Авер­киев со статьей «Г-н Костомаров разбивает на­родные кумиры», который отнес Костомарова к типу «общечеловеков», у которых «ни с одним народом нет ничего общего», «всякий скандал, всякое заушение исторического лица для них праздник» (Эпоха. 1864. №3. С. 276-277).
Неприязненное отношение Достоевского к Кос­томарову сохранилось и в дальнейшем. 26 фев­раля 1873 г. Достоевский писал М.П. Погоди­ну: «Только Костомарова не могу читать без не­годования». Такое же отношение к Достоевскому было и у Костомарова. В ответ на письмо к нему Е.Ф. Юн­ге от 27 ноября 1880 г., где она восторженно пи­сала о речи Достоевского на открытии памятни­ка А.С. Пушкину, Костомаров сообщил ей 6 января 1881 г.: «...Я думаю, Екатерина Федоровна, что о Достоевском вы слишком много сказали, вы­разившись, что он в нас идеал будит. Я думаю всякий талант имеет идеал и нас к нему при­влекает. Талант в том и талант, что идет вслед за идеалом; иначе без идеала — все пошлость, а талант быть пошлым не может. Что Достоев­ский — талант, в этом едва ли можно сомневать­ся. Но, признаюсь, его идеал — в тумане, как вообще идеал всех славянофилов московских покрыт туманом, сквозь который он представля­ется наблюдающим глазам в различных образах, и чаще всего в таких, каких на самом деле он не имеет. Мне кажется, этих господ не понимают, но виноваты они сами, потому что все, что они нам показывают, дают нам видеть не иначе, как сквозь дымку тумана, искажающего правильное очертание видимых образов...».