Корнилов Степан Корнилович
[1846(?) — ?]
Муж петербургской швеи Е.П. Корниловой, которой пытался помочь Достоевский, когда она в 1876 г. привлекалась к суду за то, что в состоянии аффекта, как считал писатель в «Дневнике писателя», выбросила из окна свою падчерицу (ребенок остался жив). Достоевский встретил Корнилова в тюремном лазарете в начале ноября 1876 г., где находилась после родов Е.П. Корнилова. 5 ноября 1876 г. Достоевский писал юристу К.И. Маслянникову: «Я ее увидел в лазарете: она всего 5 дней как родила. Признаюсь Вам, что я был необыкновенно изумлен результатом свидания: оказалось, что я почти угадал в моей статье всё буквально. И муж приходит к ней, и плачут вместе, и даже девочку хотел он привести, "да из приюта не пускают", как, с печалью, сообщила мне Корнилова. Но есть и разница против моей картины, но небольшая: он крестьянин настоящий, но ходит в немецком сюртуке, служит черпальщиком в экспедиции заготовления государственных бумаг за 30 руб. в месяц, но вот, кажется, и вся разница».
Достоевский несколько раз упоминает Корнилова в «Дневнике писателя»: в октябре 1876 г. в статье «Простое, но мудреное дело»: «В самом деле, посмотрите: этот Корнилов теперь опять вдовец — ведь он тоже свободен, брак его расторгнут ссылкой в Сибирь его жены; и вот его жена — не жена, родит ему на днях сына (потому что разродиться-то ей уж наверно дадут по дороге), а пока она будет больна, в острожной больнице или там, куда ее на это время положат, Корнилов, бьюсь об заклад в этом, будет ее навещать самым прозаическим образом и, знаете, ведь почем знать, может быть, с этой же девчонкой, за окошко вылетевшей, и будут они сходиться и говорить всё об делах самых простых и насущных, об каком-нибудь там мизерном холсте, об теплых сапогах и валенках ей в дорогу. Почем знать, может быть самым задушевным образом сойдутся теперь, когда их развели, а прежде ссорились. И не попрекнут, может быть, друг друга даже и словом, а раз так только поохают на судьбу, друг дружку и себя жалеючи»; в апреле 1877 г. в статье «Освобождение подсудимой Корниловой»; в декабре 1877 г. в статье «Искажения и подтасовки и — нам это ничего не стоит».
В декабре 1877 г. в главе «Один случай, по-моему, довольно много разъясняющий» в «Дневнике писателя» Достоевский пишет о том, как Корнилов вместе с женой приехали к нему 25 апреля 1877 г. после оправдательного приговора Е.П. Корниловой: «На третий день после оправдательного приговора над подсудимой Корниловой (22 апреля 1877 г.) они, муж и жена, приехали ко мне утром <...>. Итак, они ко мне заехали утром на третий день по оправдании ее <...>. Итак, приехали они с визитом, сидят у меня, оба в каком-то проникнутом серьезном состоянии духа. Мужа я до тех пор мало знал. И вдруг он говорит мне: "Третьего дня, как мы воротились домой, — (это после оправдания, стало быть, часу в двенадцатом ночи, а встает он в пять часов утра), — то тотчас сели за стол, я вынул Евангелие и стал ей читать".
Признаюсь, когда он сообщил это, мне вдруг подумалось, глядя на него: "Да он и не мог иначе сделать, это тип, цельный тип, это можно бы было угадать". Одним словом, это пуританин, человек честнейший, серьезнейший, несомненно добрый и великодушный, но который ничего не уступит из своего характера и ничего не отдаст из своих убеждений. Этот муж смотрит на брак со всею верою, именно как на таинство. Это один из тех супругов, и теперь еще сохранившихся на Руси, которые, по старому русскому преданию и обычаю, придя от венца и уже затворившись с нововенчанною женою в спальне своей первым делом бросаются перед образом на колени и долго молятся, прося у Бога благословения на свое будущее. Подобно тому он поступил и тут: вводя вновь свою жену в дом и возобновляя с нею расторгнутый страшным преступлением ее брак свой, он первым делом развернул Евангелие и стал ей читать его, нисколько не удерживаясь в мужественной и серьезной своей решительности хотя бы тем соображением, что женщина эта почти падает от усталости, что она страшно была потрясена, еще готовясь к суду, а в этот последний роковой для нее день суда вынесла столько подавляющих впечатлений, нравственных и физических, что уже, конечно, не грешно бы было даже и такому строгому пуританину, как он, дать ей прежде хоть каплю отдохнуть и собраться с духом, что было бы даже и сообразнее с целью, которую он имел, развертывая перед ней Евангелие. Так что мне даже показался этот поступок его чуть ли не неловким, — слишком уж прямолинейным, в том смысле, что он именно мог не достигнуть цели своей. Слишком виновную душу, и особенно если она сама уже слишком чувствует свою виновность и много уже вынесла из-за того муки, не надо слишком явно и поспешно укорять в ее виновности, ибо можно достигнуть обратного впечатления, и особенно в том случае, если раскаяние и без того уже в душе ее. Тут человек, от которого она зависит, поднявшийся над ней в высшем ореоле судьи, имеет как бы нечто в ее глазах беспощадное, слишком уже самовластно вторгающееся в ее душу и сурово отталкивающее ее раскаяние и возродившиеся в ней добрые чувства: “Не отдых, не еда, не питье нужны такой, как ты, а вот садись и слушай, как надо жить".
Когда они уже уходили, мне удалось заметить ему мельком, чтоб он принимался вновь за это дело не столь строго или, лучше сказать, не так бы спешил, не так бы прямо ломил и что так, может быть, было бы вернее. Я выразился кратко и ясно, но всё же думал, что он, может быть, меня не поймет. А он вдруг мне и замечает на это: "А она мне тогда же, как только вошли в дом и как только мы стали читать, и рассказала всё, как вы ее в последнее посещение ваше учили добру, в случае, если б ее в Сибирь сослали, и усовещевали, как ей надо в Сибири жить..."».
6 июня 1878 г. Корнилов уведомил Достоевского письмом в Старую Руссу о смерти своей жены Е.П. Корниловой (РГБ. Ф. 93. II. 5. 123).