Халчинский (Холчинский) Федор Лаврентьевич
[? — 26.12.1860 (7.1.1861), Петербург]
Дед знакомой Достоевского Е.А. Штакеншнейдер, украинец по происхождению, крупный чиновник в отставке. Халчинский послужил прототипом А.А. Иволгина в романе «Идиот». Достоевский бывал в доме архитектора А.И. Штакеншнейдера уже в 1860 г., после возвращения из ссылки в Петербург и мог часто видеть и слышать Халчинского. В 1803 г. после окончания Московского университета, Халчинский поступил на службу и состоял при русском посольстве в Париже в 1807–1809 гг., служил в основном в Министерстве иностранных дел, затем в придворном ведомстве, а с 1843 г. — в Министерстве финансов. Халчинский стал управляющим Государственным заемным банком и в 1853 г. получил чин тайного советника и Владимира 2-й степени. Р.Г. Назиров, впервые выдвинувший предположение о Халчинском как прототипе генерала Иволгина в статье «О прототипах некоторых персонажей Достоевского» — обратил внимание на письмо Достоевского об «Идиоте» к своему другу, поэту A.Н. Майкову от 21-22 марта (2-3 апреля) 1868 г.: «Многие вещицы в конце 1-й части — взяты с натуры, а некоторые характеры — просто портреты, н<а>п<ример> генерал Иволгин...».
Из фактов биографии «несравненного рассказчика» и «статского генерала» Р.Г. Назирова заинтересовала увлеченность Халчинского фигурой Наполеона: «Еще в молодости он перевел с немецкого книгу "Наполеон Бонапарте и французский народ" (СПб., 1806) и с французского — сочинение генерала Жомини "Рассуждение о великих военных действиях, или Критическое и сравнительное описание Фридриха и Наполеона" (в 8 частях, СПб., 1809–1811). Жизненный путь Халчинского от архивного юноши до управляющего банком нигде не пересекался с дорогами бранной славы. Это был типичный для николаевской эпохи романтик войны, воинственный обыватель, в мечтах своих влияющий на судьбы царств. На старости лет этот человек с его претензией на участие в истории должен был выглядеть несколько комичным. Нам кажется, острый взор Достоевского улавливал эту комическую сторону необыкновенных историй Федора Лаврентьевича...».
Р.Г. Назиров справедливо подчеркивает, что приведенные выше слова Достоевского о «портретности» А.А. Иволгина не следует понимать буквально и, создавая образ А.А. Иволгина, «писатель по-своему отобрал и сгустил черты реального лица, гиперболизировал его страсть к рассказыванию удивительных историй, дополнил его нравственный облик старческой клептоманией и даже наделил содержанкой».