Иванов Александр Александрович

[1(13).4.1850, Москва — 1894, Харьков]

Племянник До­стоевского, сын А.П. и В.М. Ивановых, учился в Московском университете, впоследствии инже­нер путей сообщения, служил в Кременчуге, в правлении Харьковско-Николаевской железной дороги. Жена писателя А.Г. Достоевская вспо­минает о посещении в 1867 г. семьи В.М. Ива­новой в Москве: «Друг за другом стали выходить молодые Ивановы. Их было семь человек: Сонеч­ка (20 лет), Машенька (19), Саша (17), Юлень­ка (15), Витя и прочие дети. Все они очень друже­любно приветствовали Федора Михайловича, но ко мне отнеслись холодно: раскланивались, при­седали, а затем садились и принимались во все глаза меня рассматривать». 20 февраля 1872 г. Иванов сооб­щал своей матери В.М. Ивановой, что 17 февра­ля «в четверг я был зван к Федору Михайловичу дяде на именины. Провел там вечер, наблюдая во все глаза и уши наружность и нравы литера­торов <...>. Вечер закончился обильным ужи­ном, за которым литераторы вспомянули старые времена русской литературы...».
Еще в письме к сестре Иванова С.А. Ивановой от 8(20) марта 1869 г. Достоевский спрашивал: «Меня очень беспокоит то, что Вы пишите о не­здоровье Саши; это дурно; но скажите, что за причина ему была оставить университет и за­няться таким неблагодарным делом (неблаго­дарным, я знаю наверно), как инженерство пу­тей сообщения». И до конца своих дней Иванов так и слу­жил по министерству путей сообщения, не остав­ляя своей «постоянной мечты» «стать хозяином на маленькой ферме», однако, как писал Иванов своей сестре Ю.А. Ивановой 22 декабря 1897 г., «это опять-таки грешная меч­та, как всякая мечта о личном счастии, нельзя об этом мечтать, если искренно стараться быть христианином. Ведь надо любить людей, помо­гать им, а не свое создание, т.е. ферму. А если сделать ее образцовою, так чтобы она была по­лезна окружающим земледельцам, разве это не оправдывало бы такого увлечения?».
Для характеристики мировоззрения Иванова очень важно его письмо к своей сестре Н.А. Ива­новой от 23 января 1896 г.: «Милая Нина!.. На­сколько я понял тебя, ты скучаешь бесцельною жизнью, хотя и работаешь много, чувствуя в себе избыток сил. Ты спрашиваешь, что тебе читать, чтобы уяснить себе свое мировоззрение и чтобы жилось легче. Трудно посоветовать что-нибудь и вот почему. Связное мировоззрение есть ни более ни менее как философская система. Фило­софских систем очень много, но ни одна из них не покорила себе людей свой неотразимой исти­ной. Поэтому каждому приходится в настоящее трудное время путем долгих попыток, шаг за шагом, самостоятельно нащупывать себе путе­водную нить. Беда наша в том, что благодаря историческим причинам у нас, т. е. у русских высшего класса, пропала или по крайней мере сильно замутилась непосредственная вера. Ну, а как сама знаешь, "блажен кто верует, тепло тому на свете". Так вот теперь и приходится каж­дому искать себе утраченную веру. В книжках готовую ты себе ее не найдешь, особенно в наших русских, так как мы все еще не вышли из перио­да детского подражания Европе, у нас еще идет страшное шатание мысли.
Если непосредственная вера утрачена, то до­биться ее вновь можно не иначе, как уяснив себе логически, что она не противоречит нашему ра­зуму. Для этого нужно уяснить себе роль разу­ма и науки. Для этого я посоветовал бы тебе познакомиться с популярным изложением кри­тики чистого разума соч. Канта. Книжка эта на­зывается "Философия Канта" (из Истории новой философии Виндельбанда). С немецкого переве­ла Надежда Платонова. СПб., 1895 г. Цена ее 1 руб. — Прочти эту книгу, ты увидишь, что роль разума, а следовательно, и содержание науки, очень ограничены. В силу этого жить разумом человеку мало, надо жить чем-то высшим, т.е. попросту верить в Бога. Разум наш не может ничего другого делать, кроме разборки, сравне­ния и группировки наших представлений и чувств; что же кроется под этими представления­ми и чувствами, он никогда не может узнать. В Бога можно только верить, доказать же его су­ществование, или же обратно — доказать, что его нет — разум наш бессилен. Если тебе станет яс­ным второстепенное значение нашего разума, со всеми его научными выводами, в нашей жизни, то кроющаяся в каждом из нас, и временно за­темненная, потребность веры, закон совести, сразу выдвигаются на первое место и получают полную законность, как главная потребность нашего существования. — Если ты придешь к этому выводу, то все существенное для выработ­ки мировоззрения будет тобою уже сделано. При­знание за разумом только служебного значения и напротив — первенствующего за Христовым заветом — даст тебе возможность критически отнестись ко всему и все поставить на подобаю­щее место. — Также и относительно самой себя. Если деятельность твоя была направлена на доб­ро, то, конечно, ты не даром жила. Размер же добра не поддается учету. В итоге жизни како­го-нибудь чернорабочего может оказаться более добра, чем у какого-нибудь министра, хотя круг деятельности у первого ничтожен по сравнению со вторым».
Возможно, что именно под влиянием чтения произведений Достоевского Иванов пришел к тому же христианскому мировоззрению, к кото­рому пришел и сам Достоевский.