Вопрос об университетах

Время. Журнал литературный и политический, издаваемый под ред. М. Достоевского. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861. № 11. Отд. II. С. 76–104.

8 Мб

Самостоятельный фрагмент из цикла «Ряд статей о русской литературе» (вторая часть статьи V, опубликована без подписи).

Авторство Достоевского оспаривалось из-за первого раздела статьи, полностью компилятивного. В. Н. Захаров указывает: «На основе компиляции написан обзор полемики в статье “Вопрос об университетах”.

Эта неоригинальная часть статьи до сих пор дает повод сомнениям скептиков в авторстве Достоевского. Все встает на свои места, если <...> освободить авторское слово от пространных цитат. Никто, кроме Достоевского, не мог включить эту статью в сюжет авторского цикла “Ряд статей о русской литературе”» (Захаров В. Н. Гениальный фельетонист // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: Канон. тексты. Петрозаводск, 2000. Т. IV. С. 811). В первой части статьи дан обзор ряда выступлений в печати по так называемому вопросу об университетах — полемике по поводу того, должен ли университет в России быть «воспитывающим» (принудительного типа) либо «образовательным» (вольным) учреждением. Обзор точек зрения позволяет понять, что участники дискуссии неизбежно обращаются к политической стороне вопроса. Например, по мнению ряда авторов, «перестройка» университетов должна идти в направлении разрушения «студенческой корпорации», которая во многом обусловливает подчиненное положение студентов. Во второй части статьи Достоевский отказывается предлагать какой-либо свой проект по «реформированию» университетских организаций. Усилия реформаторов университетской жизни расцениваются здесь как поверхностные попытки «законопатить одну щель» и «открыть новую отдушину».

Достоевский выдвигает главную позицию, без обсуждения которой, по его мнению, вопрос об университетах останется вопросом. Это проблема разрыва науки и практики, образования и действительности. На практике от «ученого юноши» требуется одно: скрывать свою оригинальность и свой развитый ум: «...общественные требования ничтожны...». Достоевский выступает против самого стремления «ломать» и «рушить»: «По-нашему, это многознаменательный и отчасти грустный факт».

Далее Достоевский комментирует основные позиции полемики по вопросу об университетах. Он подвергает резкой критике мнение о необходимости отправлять лучших стипендиатов за границу; называет «младенческим» проект о «перепроверке» знаний студентов-выпускников «на местах»; он не согласен с мнением об уничтожении студенческой корпорации из чувства страха перед любым крупным объединением молодых людей. Достоевский подчеркивает, что «паллиативные» (половинчатые) меры ничего не дадут. Статья завершается оптимистичным утверждением: «...одним словом, вопрос университетский достиг живого, действительного своего значения, и мы этому очень рады. Значит, пустило корни, значит, живет!..»

Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 194–195.