Интерьер

Интерьер — архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания; в литературных произведениях — элемент пространственной организации текста, связанный с описанием и функционированием внутренних помещений зданий (см. пространство). Описание интерьера полифункционально: интерьер может рассматриваться в плане характерологии (диван Обломова), как средство типизации (интерьер усадеб помещиков в «Мертвых душах»); как фрагмент описания «микросреды» героя (дом Антона-Горемыки у Д. Григоровича) и т. п. В произведениях Достоевского интерьер оказывается важным элементом психологизированного текста. Интерьер в произведениях Достоевского не «эмансипируется» от героя, а оказывается четко вписанным в его «оптическую позицию» (термин А. П. Чудакова). Для Достоевского несвойственно давать развернутое описание внутренних помещений самих по себе, ради читательского любопытства. Интерьер появляется в тексте «по случаю», в связи с конкретным действием героя. Так, описание каморки Раскольникова актуализуется в романе множество раз, причем каждое новое описание не повторяет предыдущее, а высвечивает не работающие ранее детали интерьера каморки. Интерьерные описания Достоевского лишены подробностей, они скупы и предельно целенаправленны. Характерно, что внимание читателя обращено автором не на особенности внутреннего убранства помещения, а на его «пространственность» — «острый» и «тупой» углы Сониной комнаты; открытость проходной комнаты Мармеладовых; углы комнаты Ставрогина; «темная ниша за шкафом», где прячется Кириллов и т. п. Предметный мир «развеществляется», становится неплотным, дискретным, как бы кусками вырванным из общего бытийного пространства (А. П. Чудаков). В интерьере выделяется одна какая-либо деталь, становящаяся центром оптической позиции (Библия на комоде у Сони; портрет Настасьи Филипповны в руках князя Мышкина; китайская ваза в гостиной Епанчиных). Этот центральный предмет теряет свои материальные признаки (книга, рама, фарфор и т. п.) и приобретает сверхпредметные свойства, становясь знаком определенной психологической ситуации, наделяясь вещим смыслом (см. деталь-вещь).

Интерьерные описания Достоевского могут быть насыщены символическими значениями (таков неоднократно отмечаемый исследователями желтый цвет обоев в самых разных интерьерах в «Преступлении и наказании» или цветовая символика, оформленная приемом градации, в описании комнаты Голядкина: «Знакомо глянули на него зеленовато-грязноватые, закоптелые, пыльные стены его маленькой комнатки, его комод красного дерева, стулья под красное дерево, стол, окрашенный красною краскою, клеенчатый турецкий диван красноватого цвета с зелененькими цветочками...» — 1; 109). Иногда интерьер «подается» как прямая параллель событию, покидая тем самым статический пласт текста и включаясь в динамический аспект повествования: «Разбитые ширмы лежали по-прежнему и, обнажая уединение Семена Ивановича, словно были эмблемы того, что смерть срывает завесу со всех наших тайн, интриг, проволочек. Начинка из тюфяка, тоже не прибранная, густыми кучами лежала кругом. Весь этот внезапно остывший угол можно было бы весьма удобно сравнить поэту с разоренным гнездом “домовитой” ласточки: все разбито и истерзано бурею, убиты птенчики с матерью, и развеяна кругом их теплая постелька из пуха, перышек, хлопок...» (1; 262). Важнейшие элементы интерьерных описаний у Достоевского — «барьерные» фрагменты помещения, создающие зримую аналогию с лабиринтом: лестница (см. подробный анализ этого интерьерного элемента: Хоц А. Н. Структурные особенности в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 59–67), ширмы и перегородки: «...ввел князя в одну небольшую комнату, похожую на гостиную, разгороженную лоснящеюся перегородкой из красного дерева...» (8; 185); «В углу за ширмочками ваша кроватка стоит...» (1; 105). Постоянным элементом интерьерного расположения персонажа является ситуация «на пороге». Для Достоевского характерно фиксирование отрицательных элементов интерьера, подчеркивающих убогость, запущенность помещения, доходящее иногда до антиэстетизма: «Везде было накрошено, насорено, намочено; большая, толстая, вся мокрая тряпка лежала в первой комнате посреди пола и тут же, в той же луже, старый истоптанный башмак» (10; 113). Вместе с другими элементами интерьерные описания активно формируют пространственную организацию текста.

Загидуллина М. В.