Новости

09 сентября 2018

Петербург празднует 100-летие автора памятника Достоевскому

В Музее городской скульптуры открылась выставка работ Любови Холиной


Застывший Достоевский приветствует горожан на застывшей площади с 1997 года. Фото: Александр Глуз

Знаменитый и единственный памятник Достоевскому в Петербурге давно стал одним из символов города. А вот имя его автора — скульптора Любови Холиной — мало кому известно в широких кругах. Еще меньше известна и история появления памятника. Хотя она была непростой, как и судьба самого классика. Застывший перед Владимирским собором Достоевский мог возвышаться совсем в другом месте. И быть не из бронзы, а из гранита.

В ПОИСКАХ МЕСТА

В этом году Любови Холиной исполнилось бы сто лет. В память о ней в Музее городской скульптуры открылась выставка «Строгая пластика». И один из двух залов полностью посвящен главному творению ее жизни. Здесь представлены графика, эскизы, портреты Достоевского, проекты памятника, рассказывающие о многолетних поисках скульптора.

— Как известно, произведения Достоевского были практически запрещены в СССР, и первый эскиз будущего памятника Любовь Холина создала только в 1958 году, но без всякой надежды на будущее монументальное произведение, — рассказал «Комсомольской правде» скульптор Павел Игнатьев, внук Холиной.


Скульптор выполнила множество портретов Достоевского в графике. Фото: Олег Золото

Сегодня у застывшей бронзовой фигуры разворачиваются праздники, посвященные Достоевскому. Тысячи горожан каждый день привычно следуют мимо образа писателя к метро. А квартал вокруг Владимирской площади, наряду с местами «Преступления и наказания» на Сенной, — главные литературные маршруты Северной столицы.

— Любовь Михайловна сама выросла в местах Достоевского и читала его с детства. После того как с 1956 года постепенно стали переиздаваться его книги, она снова погрузилась в его творчество, — говорит Павел Игнатьев. — Она всегда хотела, чтобы памятник был похож на ее дом. А выросла она на Большой Подьяческой, где так называемые дома-утюги, такой по форме она хотела и памятник.


Первый эскиз памятника Достоевскому. Фото: Олег Золото

Любовь Холина считала район своего детства — от Покровской до Сенной — близким и Достоевскому, поэтому именно там и видела свое творение.

— Она думала над местом, где пересекается канал Грибоедова с Подьяческой. Еще один вариант был в районе улицы Римского-Корсакова. А потом — и на слиянии канала Грибоедова и Крюкова канала, на фоне колокольни Никольского собора, — добавляет внук скульптора.

Последнее и должно было стать местом для памятника писателя в городе. С момента замысла к тому времени уже прошло тридцать лет.

— Конкурс на памятник в Петербурге состоялся только в перестройку, в 1988 году. И тогда бабушкин проект выиграл с правом установки недалеко от Никольского собора, — рассказывает Павел Игнатьев. — Но вновь вмешались политические события, рухнул СССР, и вновь показалось, что этот проект не состоится.


По первоначальной задумке скульптура должна была стоять в Коломне. Фото: Олег Золото

«МЕЖДУ ХРАМОМ И РЫНКОМ»

Петербург ждал памятник еще почти десять лет. Свое творение скульптор увидела только в 1997 году. Любови Холиной было уже восемьдесят лет. Вместе с ней за монумент боролись сын и внук. И снова появилась новая версия памятника и новые проекты.

— Когда искали место в 90-х, мы с отцом сделали около шести рисунков. Но вместе с Комитетом по градостроительству выбрали тогда это место на Владимирской площади, — говорит внук Любови Холиной. — Но не обошлось и тут без изменений. Первоначально проект предполагал, что пешеходы будут переходить за спиной писателя.


Портрет классика, выполненный Любовью Холиной в 1971 году. Фото: Олег Золото

Памятник должен был стоять ближе к собору. А спина Достоевского, которой Холина в работе уделяла особое внимание, должна была стать важной деталью для будущего зрителя. Помешали задумке подземные коммуникации. Пришлось попрощаться и с идеей гранитной фигуры.

— В то время возникла проблема и просто с мастерами, которые могли бы выполнить памятник из этого материла. Да и градсовет был не готов принять, что он будет из гранита, — добавляет Павел Игнатьев.


Выставка работ Любови Холиной будет работать в Музее городской скульптуры до 30 сентября. Фото: Олег Золото

День, когда состоялось открытие памятника, сохранился в документальных кадрах знаменитого режиссера Александра Сокурова. На Владимирской площади тогда собралась, кажется, тысяча горожан. Среди них был и писатель Андрей Битов, который сказал перед петербуржцами:

— Он здесь уместен. Бывает место для памятника, бывает памятник — месту. Федор Михайлович здесь памятник месту. И даже его расположение — между храмом и рынком — это та самая модель, в которую по-прежнему погружается наша страна. Достоевский как будто бы продолжает говорить, хотя его нет.

Текст: Полина Жукова.

Источник: «Комсомольская правда»