Сазонова (урожд. Смирнова) Софья Ивановна
[1852, Москва — 1921]
Писательница, жена актера Александринского театра в Петербурге Н.Ф. Сазонова. В «Отечественных записках» в 1870-е гг. печатались романы Сазоновой «Огонек» (1871), «Соль земли» (1872), «Попечитель учебного округа» (1873), «Сила характера» (1876), «У пристани» (1879).
Сазонова познакомилась с Достоевским в начале 1870-х гг. и оставалась в дружеских отношениях с ним до конца жизни писателя. Жена писателя А.Г. Достоевская вспоминает: «Федор Михайлович был дружен с Софьей Ивановной Смирновой и очень ценил ее литературный талант <...>. Федор Михайлович прочел роман ["Сила характера"] и говорил мне, как удался нашей милой Софии Ивановне (которую я тоже очень ценила) один из мужских типов этого романа». (Очевидно, внимание Достоевского привлек главный герой романа — Николай Павлович Соловой, сильная, волевая личность.). В 1874 г. Сазонова преподнесла Достоевскому отдельное издание романа «Попечитель учебного округа» с дарственной надписью «Глубокоуважаемому Федору Михайловичу Достоевскому. От автора на память». Через два года Достоевский подарил Сазоновой фотографию с надписью: «Софье Ивановне Сазоновой от Ф.М. Достоевского на память».
В романе «Огонёк» («Отечественные записки», 1871 г.) — первом романе Сазоновой — героиня Клавдия Ракитина — последовательница Веры Павловны из «Что делать?» Н.Г. Чернышевского; в «Братьях Карамазовых» Ракитин — пародия на фамилию и облик героини «Огонька».
О встречах с Достоевским Сазонова рассказала в своих дневниковых записях за 1879–1880 гг.: «...20 октября <1879>. Пришел Достоевский, не застал меня и ждал. Гов<орил>, что хотел мне летом написать, да не знал моего адреса. Хвалил моего "Попечителя" <...> 5 февраля <1880>. Только что села заниматься с англичанкой, приходит Достоевский. Жалуется на то, что никак не может всем угодить. Праздные и ничтожн<ые> люди отнимают у него время, да еще про него же распускают слухи, будто бы он при виде гостя идет к нему навстречу и спрашивает:
— Вы зачем, собственно, пришли?
Такую сплетню в лицо ему повторил Полонский, кот<орый> с приездом Тургенева перестал его звать к себе.
На каком-то великосвет<ском> вечере Случевский собирался читать стихи, но хозяйка наивно объясняла ему: "Мы вас не смеем просить, п<отому> ч<то> здесь Федор Михайлович, а он стихов не любит". Достоевский протестует. Сл<учевский> говорит: "Я слышал, что вы «наших» стихов не любите". Однако стал читать и читал 1½ часа. Но перед всякой нов<ой> главой обращался к Дост<оевскому> с вопросом, не надоел ли ему. — "И все это в общ<естве>, — говорит Дост<оевский>, — где сидят около 20 дам, совершенно мне незнакомых". Говорим о заграничной поездке. Д<остоевский> советует мне быть непременно в Генуе, Неаполе и Венеции <...>.
15 февраля. Б<ыла> у Достоевского. Он сидит больной, недавно б<ыл> припадок. Рассказывает мне план св<оего> романа. Гов<орит> о верховной комиссии, о том, как Лорис-Меликов будет ловить революционеров, о том, что его воззвание "К общ<еству>" плохо редактировано <...>.
Д<остоевский> ругает Петра, говорит, что это помещик, кот<орый> на всю Россию смотрел к<ак> на св<ое> поместье. Кораблики строил, это его забавляло, и денег на это ухлопал гибель, а какие результаты? Наш Петр Великий (броненосец), кот<орого> не могут двинуть с места. — Жесток и развратник, но развратничает-то по своему: в такие-то часы и по-своему-то. Сколько водки выпито, и то определено <...>.
29 февраля <...>. Только что стала заниматься с англичанкой, пришел Достоевский. Говорит, что на казни Млодецкого народ глумился и кричал <...>. Большой эффект произвело то, что Мл<одецкий> поцеловал крест. Со всех сторон стали гов<орить>: "Поцеловал! Крест поцеловал" <...>.
Сказала Достоевскому, что ни за что не пойду вечером к Суворину, а пришел С<уворин>, позвал, и пошла <...>.
Около 11 поехала к Суворину <...>.
Достоевский удивлен моему приезду. За ужином гов<орил> Сув<орину> про себя, что он русский социалист и что напрасно это просмотрели в 1-й части "Братьев Карамазовых", где он это высказывал, объясняя, в чем состоит русский социализм — в делении государства на церковь <...>. За ужином я сижу между Дост<оевским> и Сув<ориным>...».
6 февраля 1879 г. А.Г. Достоевская писала Сазоновой: «Федор Михайлович поручил мне просить Вас, многоуважаемая Софья Ивановна, об одном одолжении. Ваш супруг был так любезен, что обещал достать нам билет в театр на этой неделе. Надеясь на его обещание, Федор Михайлович просит Вас взять на себя труд достать билет на одно из следующих представлений <...>. Исполнив эту просьбу, Вы чрезвычайно обяжете меня и Федора Михайловича; он теперь свободен, а со второй недели примется за работу и тогда ему не удастся попасть в театр. Простите нас, многоуважаемая Софья Ивановна, если мы наделаем хлопот нашею просьбою. Федор Михайлович просит засвидетельствовать Вам и Вашему супругу его уважение...».
В «Дневнике» знакомой Достоевского Е.А Штакеншнейдер есть запись 19 октября 1880 г.: «Передала нам вчера, между прочим, Анна Григорьевна, что Федор Михайлович объявил ей, что будет у нас играть на сцене и привезет к нам Смирнову, писательницу, жену Сазонова, и большую любительницу сцены».
В 1890-е гг. Сазонова стала постоянно печататься в «Новом времени», позднее ее статьи вошли в отдельные сборники. 26 мая 1906 г. А.Г. Достоевская обратилась к Сазоновой с просьбой написать вступительную статью вместо не удовлетворившей ее статьи Д.С. Мережковского «Пророк русской революции» для 1-го тома Полного собрания сочинений Достоевского: «...Вы лично знавали покойного мужа, читали его произведения, и я убеждена, что при Вашем таланте Вам не трудно будет написать о нем биографический очерк <...>. Ведь Вы знаете, как он Вас уважал и любил; знаете, как высоко ставил Вашу литературную деятельность и как много ожидал от Вашего прекрасного таланта...». Однако Сазонова статью не написала, считая, очевидно, непосильной для себя такую работу. 27 мая 1906 г. в дневнике Сазоновой появилась запись: «Сочиняла письмо Достоевской. Именно сочиняла, отвечать отказом на такое предложение нелегко». Ответное письмо Сазоновой к А.Г. Достоевской не сохранилось.