Пыпин Александр Николаевич

[25.3(6.4).1833, Саратов — 26.11(9.12).1904, Петербург]

Историк литературы, академик Петербургской Академии наук (1898), двоюродный брат Н.Г. Чер­нышевского. Учился в Саратовской гимназии, Ка­занском и Петербургском университетах (на ис­торико-филологическом факультете, 1849–1853). Печататься начал с 1852 г. С 1860 г. профессор Пе­тербургского университета, в 1861 г. покинул уни­верситет в знак протеста против нажима на студен­чество и занялся литературной деятельностью. Пыпин — автор многочисленных трудов (около 1200 работ), написанных в духе культурно-исто­рической школы, о русской литературе XVIII и XIX вв., о жизни и творчестве В.Г. Белинского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, по истории древней литературы, общественной мысли, фольклору.

Достоевский познакомился с Пыпиным в Пе­тербурге в начале 1860-х гг. на заседаниях ко­митета Литературного фонда, например, 24 ию­ня 1863 г. Достоевский присутствует на 88-м за­седании комитета, протокол которого вел Пыпин, 1 июня 1864 г. Достоевский вместе с Пыпиным присутствует на 109-м заседании комитета. В 1879 г. Пыпин встречался с Достоевским у П.А. Гайдебурова.

Однако Достоевский и Пыпин были абсолют­но далеки, не приемля творчество друг друга, причем Достоевскому претило прежде всего и главным образом либерально-атеистическое за­падничество Пыпина. Так, в записной книжке Достоевского 1863–1864 гг. появляется отклик Достоевского на рецензию Пыпина в «Современнике» (№ 6, 1863 г.), где писателя возмутила фраза Пыпина об одной героине: «Глупа, потому что религиоз­на», и Достоевский пишет: «Ну не дико ли это?». В записных тетра­дях Достоевского 1864–1865 гг. имеются запи­си: «Положим, оно и выражает и идет к ним, но как, скажите, говорить и писать: обер-шиш гос­подин Пыпин?» и «Малоизвест­ный г-н Пыпин обер-ши<ш>», а в записных тетрадях 1872–1875 гг. — «Бесплот­ный и беспредметный либерализм г-на Пыпи­на — мертвый либерализм». Достоевский отрицательно отнесся к ста­тье Пыпина «Очерки общественного движения при Александре 1. Гл. IV. Карамзин. Записка о древней и новой России» («Вестник Европы». 1870. № 9) (Пы­пин с неприязнью писал о «льстивых» статьях Н.М. Карамзина, защите им абсолютизма и кре­постного права, а слог Н.М. Карамзина назы­вал «медовым стилем») и одобрил полемику с ним критика Н.Н. Страхова в статье «Вздох на гробе Карамзина» в «Заре» (1870, №10) в пись­ме к Н.Н. Страхову от 2(14) декабря 1870 г.: «К статье о Карамзине (Вашей) я пристрастен, ибо такова почти была и моя юность и я возрос на Карамзине. Я ее с чувством читал. Но мне по­нравился и тон. Мне кажется, Вы в первый раз так резко высказываете то, о чем все молчали. Резкость-то мне и нравится. Именно смелости, именно усиленного самоуважения надо больше. Нисколько не удивляюсь, что эта статья Вам до­ставила даже врагов». О возможном отражении полемики Н.Н. Стра­хова с Пыпиным указывается  в черновых подготовительных материалах к «Бесам».

В № 7 «Вестника Европы» за 1873 г. Пыпин в заключительной статье цикла «Характеристика литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов» пишет о Достоевском: «Нынешний ре­дактор "Гражданина" приобрел тогда ("Бедны­ми людьми") свою славу как писатель беллетри­стический, известного гражданско-филантропи­ческого характера, навеянного Гоголем, — но о других его произведениях Белинский еще тогда же метко отозвался как о "нервической чепухе", которая в последнее время и господствует, ка­жется, безраздельно в его произведениях».

В записных тетрадях Достоевского 1872–1875 гг. есть характеристика Пыпина: «Г-н Пы­пин. Пыпин не легкомысленный, г-н Пыпин — тупица, угрюмая тупица. Что бы он прочел — это только воз с сеном — пока развалится телега».