Писарев Дмитрий Иванович

[2(14).10.1840. с. Знаменское Орловской губ. — 4(16).7.1868, Дуббельн (Дубулты) близ Риги, похоронен в Петербурге]

Критик, революционный демо­крат. По окончании петербургской гимназии (1852–1856) поступил в Петербургский универ­ситет на историко-филологический факультет и закончил курс кандидатом в 1861 г. В это время Писарев стал активно сотрудничать в журнале «Русское слово», став его ведущим критиком и практически соредактором. В 1862–1866 гг. был заключен в Петропавловскую крепость за рево­люционную пропаганду. Главные труды Писа­рева — «Очерки из истории труда», «Реалисты», «Разрушение эстетики», «Генрих Гейне».

Точных данных о встречах Достоевского с Писаревым нет, однако, по всей вероятности, они встречались в самом начале 1860-х гг. Об этом свидетельствует «доброе слово» Достоев­ского о Писареве в сопроводительном письме жены писателя А.Г. Достоевской к матери Пи­сарева Варваре Дмитриевне Писаревой в первой половине 1878 г. (та обратилась к Достоевскому 31 января 1878 г. с просьбой прислать недоста­ющие номера «Дневника писателя» за 1877 г. и роман «Бесы» (РГБ. Ф. 93. II. 7. 82), а в письме от 7 апреля 1878 г. В.Д. Писарева благодарит за сообщенное ей «доброе слово» Достоевского об ее сыне (РГАЛИ. Ф. 212.1. 86). О вероятных встречах Достоевского с Писаревым свидетель­ствует также и тот факт, что А.Г. Достоевская в своем библиографическом указателе в раздел «Портреты современников Ф.М. Достоевского, его друзей и лиц, имеющих отношение к его слу­жебной и литературной деятельности», включи­ла Писарева.

Однако личностное отношение к Писареву «уважаемого нами, талантливого» — не мешало Достоевскому считать, что «принимать сколько-нибудь за се­рьезное некоторые мнения эксцентрического г-на Писарева <...> положительно невозможно». Критически относясь к чудовищным нигилистическим экспериментам Писарева в области эстетики (это не относится к статье Писарева о романе «Преступление и наказание» «Борьба за жизнь», где Писарев, хотя и не по­нял религиозно-философский смысл романа, но верно указал социально-психологическую ти­пичность преступления Раскольникова), оши­бочному отрицанию Писаревым значения твор­чества А.С. Пушкина для современности (в пись­ме к критику Н.Н. Страхову Достоевский писал 23 апреля (5 мая) 1871 г.: «Добролюбовы и Пи­саревы имели успех именно потому, что в сущ­ности, отвергали литературу — целую область человеческого духа»), Достоевский проследил диалектику этих нигилистических идей Писарева до романа «Бе­сы», где Степан Трофимович Верховенский вы­ражает заветные мысли Достоевского о торже­стве красоты и нравственности над писаревским материализмом, который в конечном итоге и привел к появлению бесов (недаром о факте аре­ста Писарева Достоевский упоминает в подгото­вительных материалах к «Бесам» и некоторые идеи Писарева вошли в образ Петра Верховенского в «Бесах»). Как отметил А.С. Долинин, «в борьбе с идеями 60-х годов по вопросам искус­ства и морали» Достоевский «имел перед собою, по-видимому, образ Писарева как самого откро­венного и последовательного выразителя этих идей, неустрашимо идущего до конца в отрица­нии тех эстетических и нравственных ценностей, поход против которых начал "Современник" во главе с Чернышевским». В записной книжке Достоевского за 1860–1862 гг. есть строки: «Пародия кресто­вых походов. Вот г-н Писарев пошел дальше. Он, может быть, пишет очень хорошо. Говорю "мо­жет быть", потому что ничего не понимаю из того, что он пишет», а в записной тетради 1875–1876 гг. Достоевский пишет: «Дело, Писаревы хотели поскорее ре­шить, но не удалось, да и мало таланту».