Алексеев Василий Алексеевич

[1828 — 14 (26) июня 1884]

Солист оркестра Мариинского театра в Петербурге. 3 июня 1876 г. написал письмо Достоевскому о второй главке «Одна несоответственная идея» (вторая глава майского выпуска «Дневника писателя» за 1876 г.), посвященной самоубийству Н. Писаревой: «Позвольте Вас спросить, что Вы хотите сказать <...> упоминаемые часто в Вашем письме слова из Евангелия о камнях, обращенных в хлебы. Это было предложено диаволом Христу, когда он его искушал, но камни не сделались хлебами и не обратились в пищу, и затем нигде не говорится в Евангелии о камнях, обращенных в хлебы» (ИРЛИ. Ф. 100. № 29632). В 1926 году в № 5 парижского журнала «Голос минувшего на чужой стороне» Ф. Побединский впервые опубликовал ответное письмо Достоевского от 7 июня 1876 г. Ф. Побединский писал об истории этого письма: «Неизвестное до сих пор письмо Достоевского адресовано В. А. Алексееву, написано 7 июня 1876 г. в Петербурге (Достоевский жил тогда по Греческом проспекту) и послано адресату, жившему в том же городе. В. А. Алексеев во время знакомства и переписки с Достоевским был солистом в оркестре Мариинского театра. Родился в 1828 г., умер 14 июня 1884. Алексеев страстно любил музыку, а также увлекался литературой, причем Достоевский был его самым любимым писателем. Его дети рассказывают, как отец с чувством читал им вслух романы Достоевского, в частности, монолог Мармеладова из “Преступления и наказания”. Алексеев увидел Достоевского в одном из философских кружков в Петербурге и был до глубины души взволнован его страстными речами.

После первой же встречи Алексеев написал свое первое письмо великому писателю, стоящее, кроме того, в связи с внимательным чтением “Дневника писателя” за май 1876 г. (статья о самоубийстве некоей Писаревой). Достоевский, со свойственной ему аккуратностью, немедленно, невзирая на только что бывший с ним припадок эпилепсии, ответил своему корреспонденту. Переписка продолжалась и далее. Достоевским было послано Алексееву еще два письма, к сожалению затерявшихся.

В дальнейшем оба корреспондента познакомились и несколько раз бывали друг у друга».

В письме к Алексееву от 7 июня 1876 г. Достоевский дал целостное обоснование истории христианства: «...Вы задаете вопрос мудреный — тем собственно, что на него отвечать долго. Дело же само по себе ясное. В искушении диавола явились три колоссальные мировые идеи, и вот прошло 18 веков, а труднее, то есть мудренее, этих идей нет и их всё еще не могут решить.

“Камни и хлебы” значит теперешний социальный вопрос, среда. Это не пророчество, это всегда было. “Чем идти-то к разоренным нищим, похожим от голодухи и притеснений скорее на зверей, чем на людей — идти и начать проповедовать голодным воздержание от грехов, смирение, целомудрие — не лучше ли накормить их сначала? Это будет гуманнее. И до Тебя приходили проповедовать, но ведь Ты Сын божий, Тебя ожидал весь мир с нетерпением; поступи же так, как высший над всеми умом и справедливостью. Дай им всем пищу, обеспечь их, дай им такое устройство социальное, чтоб хлеб и порядок у них был всегда — и тогда уже спрашивай с них греха. Тогда, если согрешат, то будут неблагодарными, а теперь — с голоду грешат. Грешно с них и спрашивать.

Ты — Сын божий, стало быть, Ты всё можешь. Вот камни, видишь, как много. Тебе стоит только повелеть — и камни обратятся в хлеб.

Повели же и впредь, чтоб земля рождала без труда, научи людей такой науке или научи их такому порядку, чтоб жизнь их была впредь обеспечена. Неужто не веришь, что главнейшие пороки и беды человека произошли от голоду, холоду, нищеты и из всевозможной борьбы за существование”.

Вот 1-я идея, которую задал злой дух Христу. Согласитесь, что с ней трудно справиться. Нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе, призывает науку и утверждает, что причиною всех бедствий человеческих одно — нищета, борьба за существование, “среда заела”.

На это Христос отвечал: “Не одним хлебом бывает жив человек”, — то есть сказал аксиому и о духовном происхождении человека. Дьяволова идея могла подходить только к человеку-скоту, Христос же знал, что хлебом одним не оживишь человека. Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрет, с ума сойдет, убьет себя или пустится в языческие фантазии. А так как Христос в Сe6e и в Слове своем нес идеал Красоты, то и решил: лучше вселить в души идеал Красоты; имея его в душе, все станут один другому братьями и тогда, конечно, работая друг на друга, будут и богаты. Тогда как дай им хлеба, и они от скуки станут, пожалуй, врагами друг другу.

Но если дать и Красоту и Хлеб вместе? Тогда будет отнят у человека труд, личность, самопожертвование своим добром ради ближнего — одним словом, отнята вся жизнь, идеал жизни. И потому лучше возвестить один свет духовный.

Доказательство же, что дело в этом коротеньком отрывке из Евангелия шло именно об этой идее, а не о том только, что Христос был голоден и дьявол посоветовал ему взять камень и приказать ему стать хлебом, — доказательство именно то, что Христос ответил разоблачением тайны природы: “Не одним хлебом (то есть как животные) жив человек”.

Если б дело шло только об одном утолении голода Христу, то к чему было бы заводить речь о духовной природе человека вообще? И некстати, да и без дьяволова совета Он мог и прежде достать хлеба, если б захотел. Кстати: вспомните о нынешних теориях Дарвина и других о происхождении человека от обезьяны. Не вдаваясь ни в какие теории, Христос прямо объявляет о том, что в человеке, кроме мира животного, есть и духовный. Ну и что же — пусть откуда угодно произошел человек (в Библии вовсе не объяснено, как Бог лепил его из глины, взял от земли), но зато Бог вдунул в него дыхание жизни (но скверно, что грехами человек может обратиться опять в скота)...».