Мальчик («Елка и свадьба»)

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х
Ц
Ч Ш
Щ
Э Ю Я

(«Елка и свадьба»)

Сын гувернантки, «соперник» Юлиана Мастаковича, мешавший ему завлекать Девочку с приданым. «Девочка, уже имевшая триста тысяч рублей приданого, получила богатейшую куклу. Потом следовали подарки понижаясь, смотря по понижению рангов родителей всех этих счастливых детей. Наконец, последний ребенок, мальчик лет десяти, худенький, маленький, весноватенький, рыженький, получил только одну книжку повестей, толковавших о величии природы, о слезах умиления и прочее, без картинок и даже без виньетки.
Он был сын гувернантки хозяйских детей, одной бедной вдовы, мальчик крайне забитый и запуганный. Одет он был в курточку из убогой нанки. Получив свою книжку, он долгое время ходил около других игрушек; ему ужасно хотелось поиграть с другими детьми, но он не смел; видно было, что он уже чувствовал и понимал свое положение. Я очень люблю наблюдать за детьми. Чрезвычайно любопытно в них первое, самостоятельное проявление в жизни. Я заметил, что рыженький мальчик до того соблазнился богатыми игрушками других детей, особенно театром, в котором ему непременно хотелось взять на себя какую-то роль, что решился поподличать. Он улыбался и заигрывал с другими детьми, он отдал свое яблоко одному одутловатому мальчишке, у которого навязан был полный платок гостинцев, и даже решился повозить одного на себе, чтоб только не отогнали его от театра. Но чрез минуту какой-то озорник препорядочно поколотил его. Ребенок не посмел заплакать...» И вот когда свершилось чудо — самая красивая и богатая девочка приняла его в свою игру, и они, отделившись от других злых детей, взялись вдвоем наряжать куклу, — пришел вдруг в комнату противный Юлиан Мастакович и начал приставать к девочке с льстивыми и глупыми разговорами. Мальчик, помешав этому, вызвал гнев Юлиана Мастаковича: поначалу тот начал пугать его и преследовать (даже под стол загнал), а затем, когда выяснилось, что именно за этого мальчика и просил хозяин дома, Филипп Алексеевич, категорически отказался помочь пристроить его в учебное заведение...
С образом этого мальчика связана очень важная в творчестве Достоевского тема бедного ребенка, уже понимающего свое положение, страдающего от унижений, которая получит свое развитие в образах и судьбах Неточки Незвановой, Нелли, Илюши Снегирева...