Катерина

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х
Ц
Ч Ш
Щ
Э Ю Я

(«Хозяйка»)

«Заглавная» героиня повести, жена хозяина квартиры Мурина, в которой снял угол Ордынов. Ордынов увидел ее впервые в церкви и влюбился болезненно и с первого взгляда. «Женщина была лет двадцати и чудно прекрасна. На ней была богатая, голубая, подбитая мехом шубейка, а голова покрыта белым атласным платком, завязанным у подбородка. Она шла, потупив глаза, и какая-то задумчивая важность, разлитая во всей фигуре ее, резко и печально отражалась на сладостном контуре детски-нежных и кротких линий лица ее. <...> Минуты через две женщина подняла голову, и опять яркий свет лампады озарил прелестное лицо ее. Ордынов вздрогнул и ступил шаг вперед. Она уже подала руку старику, и оба тихо пошли из церкви. Слезы кипели в ее темных синих глазах, опушенных длинными, сверкавшими на млечной белизне лица ресницами, и катились по побледневшим щекам. На губах ее мелькала улыбка; но в лице заметны были следы какого-то детского страха и таинственного ужаса. Она робко прижималась к старику, и видно было, что она вся дрожала от волнения...»
Впоследствии Катерина рассказала Ордынову свою печальную повесть, как погибли ее отец и матушка, а она вышла замуж за их погубителя Мурина, приобретшего над ней таинственную колдовскую власть, как сгубил Мурин и Алешу — ее детскую любовь. Самое мрачное и преступное в судьбе Катерины, что давит ее душу безмерно, — страшная тайна, в которой она Ордынову признаться не смеет: Мурин, судя по всему, ее настоящий отец. Мать грозит ей перед смертью, что выдаст правду мужу: «Уж я скажу ему, чья ты дочь, беззаконница!..» А сам Мурин в кульминационной сцене трижды при Ордынове, мрачно издеваясь  над ним и над Катериной, называет ее в открытую дочерью. И, конечно, есть доля правды в словах Мурина о Катерине, что она «полоумная», «помешалась»... Увы, и любовь Ордынова не спасла ее, не вырвала из преступной власти Мурина: колдун и на этот раз одолел — выгнал по существу Ордынова с квартиры, а затем и вовсе увез куда-то, спрятал свою подневольную Катерину.
По мнению исследователей, значительное воздействие на обрисовку характера и образа Катерины оказала Катерина из «Страшной мести» (1832) Н.В. Гоголя.