Записки

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Записки — тип повествования, вставной жанр и форма поэтики Достоевского.

3аписки в исходном значении слова — нехудожественный жанр. У Достоевского они являются жанровой формой его рассказов, повестей, романов. 3аписки имеют свою концепцию автора и повествования: автором их мог стать кто угодно. Композиция повествования свободна. Их «авторами» становятся «неизвестные», «одна женщина», «неудавшийся литератор», «молодой человек», «юноша». Повествование имело отчетливые признаки художественных жанров: рассказа, повести, романа. Правда, это особая художественность, которая выражает «беспорядок» современной жизни, допускает в сюжет случайное, хаотическое, «немотивированное». Она высказана в не вошедшем в окончательный текст «Подростка» «парадоксе» Николая Семеновича, считающего, что «в наше время» невозможен роман, но возможны «записки»: «...по-моему, современный русский роман наш даже почти совсем и никогда невозможен, за всегдашним у нас отсутствием твердого идеала, а возможны лишь хаотические "Записки", которые, впрочем, могут быть полезными, даже несмотря на всю их случайность» (17; 234). Конечно, это мнение литературного героя, явного почитателя «Войны и мира» Толстого, — своего рода «доказательство от противного»: произнесены эти слова в момент расцвета русского реалистического романа, существование которого подтверждено художественным опытом не только Льва Толстого, но и Достоевского. Соотношение жанра и жанровой формы произведения в художественном мышлении Достоевского раскрывается в самом процессе «озаглавливания» романов: журнальный подзаголовок «Униженных и оскорбленных» («Из записок неудавшегося литератора. Роман») в отдельном издании изменился — «Роман в четырех частях с эпилогом»; журнальный подзаголовок «Подростка» «Записки юноши» заменен на «Роман»; весьма четко подчинительная связь прослеживается в подзаголовке «Игрока» — «Роман. (Из записок молодого человека)».

Захаров В.Н.