Запах

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Запах — одна из специфических характеристик предметного мира, связанная с чувством обоняния. В художественном произведении описание запаха является фрагментом системы изобразительных средств писателя. Важность этого фрагмента обеспечивается значимостью запаха в процессе восприятия субъектом окружающего мира. В художественной системе Достоевского описанию запаха отводится значительное место (хотя этот поэтический знак никогда не становится доминирующим элементом описания мира и функционирования в нем персонажа, как, например, в романе Г. Зюскинда «Парфюмер»). 3апахи в произведениях Достоевского, скорее, — дополнение к уже созданной писателем картине мира, воспринимаемого персонажем. Важная черта описания запахов в произведениях Достоевского — включенность его в субъективное переживание отдельного персонажа, отсутствие объективного описания запаха. Другая общая особенность таких описаний — «негативность» запаха (это чаще «зловоние», чем аромат, а если запах и приятен, то нередко контрастно оборачивается знамением дисгармонии и трагедии).

3апах в произведениях Достоевского выполняет функции знака (сигнификата): 1) знак окружающего мира (онтологическая характеристика: например, «вонь из распивочных» в «Преступлении и наказании»); 2) знак конкретного топоса (географическая характеристика: например, «запах стоячей воды Невы» как знак Петербурга — см. город; указание Ивана: «воздух лавром и лимоном пахнет» в главе «Великий инквизитор» — цитата из «Каменного гостя» Пушкина, четко отсылающая к Испании, родине инквизиции); 3) показатель внутреннего дисбаланса личности (знак психологической реакции: например, в «Преступлении и наказании» Раскольников выделяет именно «отрицательные» запахи Петербурга); 4) знак смерти, того света, иного мира (символическая характеристика: например, сильный запах нарциссов в последнем бреде Свидригайлова оказывается знаком обряда похорон; «дух» от тела убитой Настасьи Филипповны Рогожин собирается «перебить» «пукетами» цветов и т.п.). Кроме знаковой функции, описание запаха несет и более сложную нагрузку в тексте: например, именно запах становится символом испытания веры, искушения в эпизоде смерти старца Зосимы («старец провонял» — именно описание запаха организует сюжет испытания). Р.Г. Назиров отмечает, что Достоевский поднимает запах до символа в «Бобке» («нравственное зловоние»).

Загидуллина М.В,