Завязка

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Завязка — элемент сюжетно-композиционной организации произведения. Обычно завязкой является событие, знаменующее начало развития действия либо обострение конфликта в эпических и драматических произведениях. Нередко ей предшествует экспозиция.

Для романов Достоевского характерно необычное построение сюжетов. Р.Г. Назиров заметил, что в зрелых произведениях писателя сочетается «"расшатанный" авантюрно-криминальный сюжет с твердым мифо-идеологическим планом» (Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского. Саратов, 1982. С. 155). Отсюда многоуровневость и необычность расположения завязки, а также новый характер ее содержания. В «Преступлении и наказании» отображается борьба идей, и вследствие этого завязкой становится не встреча, столкновение, знакомство и т.п., как это было принято в традиционном романе, а статья главного героя, о которой читатель узнает намного позже убийства процентщицы из разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем. Разумеется, унижения Раскольникова, исповедь Мармеладова, история самопожертвования Сони, письмо матери об оскорблении Дуни обостряют конфликт, делая ярость главного героя нравственно обоснованной, но все же главное событие романа проистекает из идей, сформулированных в статье и обозначенных задолго до описываемых событий.

Причудливое соединение в романах Достоевского нескольких разных сюжетных линий порождает такую особенность сюжетосложения, как множественность завязок. В рукописных материалах к «Идиоту» автор пишет: «...Вообще истории и фабулы, т.е. истории, продолжающиеся во весь роман, должны быть задуманы и введены стройно параллельно всему роману...» (9; 252 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Так, роман «Идиот» лишен традиционной экспозиции и сразу начинается с завязки — встречи князя Мышкина с Парфеном Рогожиным. Но абсолютно прав был Н. Чирков, который считал, что завязкой романа является не только это событие, но и вся первая часть: знакомство князя с Настасьей Филипповной, семействами Епанчиных и Иволгиных. В то же время первая часть «Идиота» является своего рода развязкой «многолетних взаимоотношений Настасьи Филипповны с Тоцким, а также ее отношений с Ганей» (9; 409). Финальная сцена первой части, как указывается в примечаниях к Полному собранию сочинений Достоевского, «...представляет собой <...> катастрофу, заключительный акт трагедии, основное действие которой успело совершиться до начала событий, служащих завязкой романа» (9; 409). Отнесение завязки отдельных сюжетных линий в предысторию — характерная черта всех крупных произведений писателя. Множественность завязки, многоуровневое и синтезированное построение создают впечатление подвижного и разомкнутого сюжета, открытого не только для будущего, но и для прошлого.

Якубова Р.Х.