Деформация художественная

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Деформация художественная — общее понятие для обозначения сдвигов и смещений на разных уровнях поэтики Достоевского, нарушающих нормы классического искусства и характеризующих содержание его фантастического реализма. Достоевский объяснял художественную деформацию перевесом в нем поэта над художником, отсутствием чувства меры: «Множество отдельных романов и повестей разом втискиваются у меня в один, так что ни меры, ни гармонии» (291; 208), а также своей поглощенностью текущей действительностью, с которой «не может выдержать сравнения никакая фантазия» (24; 275). Деформация художественная проявляется у Достоевского 1) в сюжетно-композиционной структуре произведения как насыщенность действия кризисами, скандалами, катастрофами; обилие контрастных и оксюморонных сочетаний, в т.ч. столкновений и взаимопереходов святого и обесчещенного; парадоксальность и исключительность сюжетных ситуаций — то, что обычно именуется неправдоподобием; 2) в системе образов и структуре характеров как моральное экспериментирование, эксцентричность, максимализм чувств и их выражение, многозначность поступков и актов сознания героев; словесные турниры, конклавы, «исповеди-обличения» (Л.П. Гроссман); 3) в пространственно-временной структуре как неоднородность пространства и времени, свобода обращения с ними автора; 4) в языке и стиле как неровность, порывистость, подвижность, подчас неправильность речи, «недосказанность» наряду со словесной избыточностью, соединение патетики с юмором; «царство превосходных степеней» в стиле Достоевского (В.Д. Днепров), 5) в жанре как гибридный или синтетический характер романов: «скверный анекдот, перерастающий в высокую трагедию» (Гроссман Л.П. Достоевский — художник // Творчество Ф.М. Достоевского. М., 1959. С. 345); совмещение черт эпоса и драмы, жития и авантюрно-бытового и бульварного романов, традиций сократического диалога, мениппеи и мистерии (М. Бахтин, Л. Гроссман). Все эти качества художественности Достоевского нередко получали отрицательную оценку: Н. Михайловский обвинял писателя в «жестокости» и извращенной психопатологической направленности таланта; В. Набоков говорил об антихудожественности и дурном вкусе Достоевского. Позитивная оценка деформации художественной складывалась на основе анализа и осмысления особенностей поэтики Достоевского в единстве целостной и уникальной системы его искусства. Овсянико-Куликовский объяснял «одностороннее освещение» в романах Достоевского его принадлежностью к типу художников-экспериментаторов, в отличие от писателей-наблюдателей. М.М. Бахтин, Л.П. Гроссман, П.М. Бицилли и др. определяли художественную деформацию исходя из жанровой специфики творчества Достоевского и особой природы его диалогического, «многоголосого» слова. В работах современных ученых художественная деформация обоснована взаимодействием этических и эстетических установок Достоевского.

Созина Е.К.