Вставные жанры

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Вставные жанры — композиционные принципы произведений Достоевского, которые сами по себе являют жанровое многообразие. Вставными могли быть любые жанры — речевые и художественные, стихотворные и прозаические, свои и чужие: поэмы, рассказы, повести, басни, притчи, анекдоты, стихи, песни, письма, дневники, поучения, пословицы, поговорки и т.д. С этой точки зрения, поэтика Достоевского стремится к жанровому универсализму. Композиционные способы включения вставных жанров традиционны: цитата, реминисценция, рассказ, творчество литературного героя.

Использование вставных жанров — характерное явление в поэтике Достоевского. Наиболее распространенный вставной жанр Достоевского — рассказ, который входил в жанровую структуру почти всех произведений писателя. Много их в романах «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы», в «Записках из Мертвого дома» и «Дневнике писателя». Как правило, они не связаны с фабулами произведений, тем не менее, они зачем-то были нужны Достоевскому: среди его героев появляются прирожденные рассказчики, и это было не только проявлением профессионального интереса писателя к непрофессиональной традиции из устного жанра, вызывавшей чувство искреннего восхищения ценителя, знатока, но и решением особых художественных задач, не входивших в компетенцию рассказа как жанра. Как верно замечено по поводу вставных новелл в «Дон Кихоте» Сервантеса, новеллы в романе приобретают новое художественное качество: «Всюду прощупываются какие-то связи и взаимоотношения, размыкающие новеллу, заставляющие ее подчиниться высшему единству произведения. Эти связи слагаются в единство эпохи, а не единство жизненного события, в единство, вмещающееся в рамки новеллы» (В. Шкловский). Аналогично обстоит дело и с рассказами в романе — они приобретают романный смысл. Так, рассказы Фердыщенко, Епанчина и Тоцкого в первой части романа «Идиот» не только являются исполнением условия литературной игры «пети-жё», по которой каждый из участников разговора должен рассказать свой самый дурной поступок в жизни, но и получают общее значение целого — сцены «званого вечера» в день рождения Настасьи Филипповны, который мог стать, но не стал днем духовного возрождения героини. Свой романный смысл имеют рассказы князя Мышкина о казнях, о швейцарской девушке Мари, о четырех встречах «насчет веры»; рассказы Рогожина о Настасье Филипповне, премудрые рассказы Лебедева, завиральные рассказы генерала Иволгина, рассказы в рукописи Иполлита Терентьева. Достоевский явно стремился к жанровому универсализму своих романов и «Дневника писателя». Вот, например, жанровая структура последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы». Она грандиозна. Тут и биографические сведения о Карамазовых, и трактат о старцах, каламбурные анекдоты Федора Павловича об «исправнике» и «Направнике», о «щекотливой даме», о «философе Дидероте», о «наафонившем» старце и «мокрых девках», философские «анекдоты» Миусова и Ивана Федоровича, польский анекдот о пане Подвысоцком и анекдоты черта о носе и уступчивой грешнице; житейские истории «верующих баб» и философский диспут о статье Ивана; «альбом воспоминаний» в исповеди Мити и «коллекция фактов» в исповеди Ивана; рассказ капитана Снегирева об Илюшечке, анекдотичные рассказы помещика Максимова о своих «хромой» и «легконогой» женах; рассказы Коли Красоткина о Жучке и гусе, «анекдот» Герценштубе о «фунте орехов», бесчисленные споры о вере и о безверии, о боге и Христе, о преступлении и наказании, о церкви и государстве, о «мировой гармонии» и социализме, споры во время «неуместного собрания» и «за коньячком», в трактире «Столичный город» и в кошмаре Ивана Федоровича; многоязычные стихи великих и бездарных поэтов, лакейская и народная песни, «стишок» Мити и «графоманские» стихи Ракитина, народная басня о луковке и легенда об аде; легенда черта о рае, бывшая прежде гимназическим «анекдотом» Ивана, и ученическая эпиграмма «третьеклассников» о Колбасникове, «чужие рукописи» в романе — поэмы Ивана «Великий инквизитор» и «Геологический переворот», извлечения из составленных Алешей «Жития» и «Бесед и поучений старца Зосимы», в состав которых входят воспоминания, рассказы «Поединок» и «Таинственный посетитель», рассуждения старца на разные темы, письма и записки Мити, Лизы и госпожи Хохлаковой и «игривая» корреспонденция в «Слухах»; протоколы и стенограммы допросов предварительного следствия и судебного заседания, речи прокурора и адвоката, обвинительный вердикт и речь Алеши «у камня» после похорон Илюшечки и т.д. Синтетичная жанровая форма каждого романа Достоевского предполагает смешение любых художественных и нехудожественных жанров всех литературных родов. По сути дела, романы Достоевского, как, впрочем, и «Дневник писателя», становится своеобразной «энциклопедией жанров».

Захаров В.Н.