Водевильные мотивы

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Водевиль не представлен в жанровой системе Достоевского, вместе с тем писатель пользовался приемами водевильной поэтики в своих произведениях. Их источник у Достоевского — главным образом французская литература (Э. Скриб, но больше Поль де Кок) и репертуар русских театров, в которых этот жанр был особенно популярен (водевили Ф.А. Кони, В.А. и П.А. Каратыгиных, Н.И. Хмельницкого, П.И. и П.Г. Григорьевых, Д.Т. Ленского, В.А. Соллогуба и др.). Интерес к водевильной поэтике Достоевский проявил в раннем творчестве: в рассказах «Ползунков», «Чужая жена...», «Ревнивый муж», в трактовке артистической судьбы Карла Федоровича в романе «Неточка Незванова». В 50-е гг. водевиль стал жанровой формой комической повести «Дядюшкин сон», а водевильные мотивы вошли в сюжет комического романа «Село Степанчиково и его обитатели» (интрига вокруг сватовства к «безумной» Татьяне Ивановне). Позже писатель дал сатирическую интерпретацию водевиля в финале «Зимних заметок о летних впечатлениях», в сюжетной линии девицы Бланш в романе «Игрок», в трактовке семейной сцены в рассказе «Вечный муж». Водевильные мотивы встречаются во многих поздних его романах. Водевильные мотивы в произведениях Достоевского сохраняют свой развлекательный «французский колорит», правда, Достоевский воспользовался их ограниченным набором, который можно свести к заглавию одного романа Поля де Кока и названию одной из глав рассказа «Вечный муж» — «Жена, муж и любовник», но в отличие от жанровых правил водевиля, его «неверные жены», «ревнивые» и «вечные» мужья, молодящиеся старики и добровольные шуты не могут выпутаться из своих интриг и «искательных» проблем.

Достоевский давал водевильным мотивам иную жанровую интерпретацию. В трактовке писателя они раскрывают профанацию высших духовных потребностей, подмену настоящих жизненных ценностей ложными: выгодной женитьбой, карьерой, суетой тщеславий. Типичные в водевильной поэтике сюжетные перипетии ведут не к торжеству и успеху предприимчивого героя, а к бесплодным усилиям сватовства и бесконечным выяснениям семейных отношений героев, бракам по расчету. У Достоевского водевильные персонажи оказываются марионетками в «театре жизни» и их кукловод — демон («Петербургские сновидения в стихах и прозе»), мир предстает как «ложь и дьяволов водевиль» (по отзыву одного из героев «Бесов» — 10; 471).

Водевиль в произведениях Достоевского всегда отзывается трагедией.

Захаров В.Н.