Архитектоника

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Архитектоника — построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь основных составляющих его частей и элементов. Термин неустойчив. Его используют и в значении «структура», и в значении «композиция». «Собственное содержание» термина архитектоника следует усматривать в его объекте: архитектоника (в отличие от структуры и композиции) имеет дело со связью первичной моделирующей системы языка с вторичной моделирующей системой (художественным произведением как эстетическим явлением). Архитектонический анализ предполагает, в первую очередь, обращение к «материальной стороне» текста — письменно зафиксированному в определенной позиции слову. Автор особым образом организует слова, составляющие текст, заставляя их «играть» новыми смыслами, раскрывать потенциал, остающийся невостребованным в привычном речевом звучании данных слов. Тем самым архитектоника — это организация языкового материала наиболее целесообразным в представлении автора способом, когда фиксируется победа человеческого гения над косностью материи (в данном случае — косностью языка как материала для построения художественного текста). В отличие от структурной лингвистики архитектонический анализ фиксирует внимание на семантической стороне разных явлений объектов. В отличие от понятия «стиль» архитектоника строго индивидуальна в каждом отдельном произведении писателя, а стиль в таком случае оказывается совокупностью архитектонических констант, неизменных в любом тексте данного автора. Архитектоника текста складывается из сорасположения языковых единиц на разных уровнях: фонематическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом, а также предполагает специфику функционирования данного текста в контексте макролитературы, т.е. определяет жизнь текста во времени.

Достоевский относился к архитектонике каждого своего произведения чрезвычайно внимательно. Он помногу раз правил свой текст, если имел возможность, переживал, если текст сдавался в печать «неотшлифованным», гордился, что его черновики похожи на пушкинские обилием поправок. Всякие цензурные искажения воспринимались им чрезвычайно болезненно, как разрушение его замысла, нарушение пропорций гармонии, целого. Современная Достоевскому критика и критика рубежа веков высказывала мнение о «некачественности» строя произведений Достоевского, неровностях слога, недостаточной художественности речевого оформления, а также о неудачном «сведении сводов» целого текста, иными словами, архитектоника его произведений представлялась слабой и невыдержанной, не отвечающей задачам, которые ставил перед собой автор. Эти идеи выражались в основном в упреках в тенденциозности. Тем не менее, уже в 20-е гг. стало очевидно, насколько эти «неровности» слога оказываются по сути его оригинальной спецификой, скрывая за собой добавочные смыслы и оттенки, а «общий свод» текста поражает внутренней гармонией при внешней дисгармоничности отдельных элементов. История изучения архитектоники произведений Достоевского начинается с трудов В.В. Виноградова. Однако в дальнейшем термин архитектоника прочно ассоциируется у исследователей с понятием «композиция», поэтому даже труды, специально посвященные архитектонике, оказываются трудами по композиции (М.М. Бахтин, Н.М. Фортунатов). Архитектоника представляется более широким, чем обычно принято считать, понятием «композиции» как внутренней соразмерности структурных элементов (Б.А. Успенский, Ю.М. Лотман и др.) Однако и такое понимание термина, близкое к сути, не влечет практических аналитических работ в достоевсковедении. Некоторые фрагменты архитектонического анализа представлены в работах по поэтике Достоевского (Л.П. Гроссман, А.В. Чичерин), однако четкого описания архитектоники каждого произведения Достоевского нет и на сегодняшний день; проблема остается открытой.

Загидуллина М.В.