Анекдот

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Анекдот — 1) в культурной традиции второй половины XVIII в. — первой половины XIX в. — устный или литературный рассказ о выдающемся или курьезном событии в жизни крупного исторического деятеля или другого широко известного человека (см. коллекции А. Пушкина, П. Вяземского и др.); 2) в современной фольклористике — жанр фольклора, характеризующийся откровенно вымышленным острым или парадоксальным сюжетом с неожиданным финалом и остроумно высмеивающий те или иные стороны жизни, конкретное лицо. Различают анекдоты бытовые, политические, исторические и пр. В словоупотреблении Достоевского анекдот имеет широкий спектр значений: историческое предание (о Наполеоне и маршале Себастиани, о Дидро и митрополите Платоне, о военном министре Чернышеве, о коменданте Башуцком); рассказ о реальном происшествии современной жизни, отражающий нравственно-поведенческий релятивизм (Версилов о докторе, засвиставшем на похоронах собственного отца; о купце, приказавшем подать порцию жареного соловья «на гривенник»); подлинные происшествия, чем-либо поразившие когда-то самого писателя (анекдот «о Белинском», «про фельдъегеря», «о мужике Марее», о чиновнике, «страдавшем о крепостном состоянии» и выкупившем на свои скудные средства трех-четырех человек, ничего не оставив семье и т.п.); так называемые блазоны о чертах того или иного национального характера (анекдот «о пане Подвысоцком», «про туготу и тупость немцев» и пр). В художественном мире Достоевского носителями анекдота могут быть самые разнообразные персонажи: князь К. в «Дядюшкином сне», Степан Трофимович Верховенский в «Бесах», Петр Ипполитович в «Подростке», Федор Павлович и черт — двойник Ивана — в «Братьях Карамазовых». Особенно наглядно выражено отношение писателя к анекдоту как воплощению стереотипа бытового и речевого поведения «человека середины», «человека улицы» в «Подростке». Входящего в жизнь и мучительно отыскивающего нравственно-философские ориентиры в ней Аркадия подстерегает опасность быть ассимилированным той стихией бездуховности, которая воплощается в анекдот и представляет собой суррогат подлинно серьезных интересов и знаний в области истории и политики, искусства, религии. В публицистике Достоевский обозначал соответствующее явление современной ему действительности как «парикмахерскую культуру». Многие герои Достоевского используют анекдот как способ компенсации собственной социальной и духовной ничтожности (ср. с Хлестаковым в «Ревизоре» Гоголя). Таков в «Подростке» хозяин квартиры Аркадия Петр Ипполитович, о котором Версилов говорит, что подобные люди «придворные анекдоты ужасно любят» (13; 168). Болезненное самоутверждение героя через творимый анекдот о самом себе особенно рельефно выступает в образе генерала Иволгина в «Идиоте». Он сочиняет собственную биографию в анекдоте про осаду Карса, воскресшего солдата, спасение графа и девицы Нины Александровны из горящего дома, свою службу пажом при Наполеоне, когда будто бы его совет французскому императору предрешил катастрофический исход похода Наполеона в Россию и т.п.

В «Бесах» Петр Верховенский сознательно стремится распространять «скандалезные анекдоты», чтобы посеять сумбур в головах людей, как средство дестабилизации общества. Степан Трофимович Верховенский испытывает пристрастие к анекдотам, и это обозначает его неспособность отличить иллюзию от реальности, так же, как дать объективную оценку собственной личности (анекдот о незаслуженно оскорбленном в театре некоем человеке или о том, как в полиции могут беззаконно высечь допрашиваемого). Вообще склонность того или иного персонажа к передаче анекдота, так же, как и «творчество» в этом жанре, всегда становится у Достоевского знаком авторской дискредитации героя: таков Федор Павлович Карамазов, который, кощунствуя и скандаля, готов из всего, к чему ни прикоснется, сделать анекдот; это и черт-анекдотчик, через которого профанируются атеистические морально-философские построения Ивана Карамазова.

В рассказе «Скверный анекдот» (1862) реализуется игра всеми многообразными смыслами понятия анекдота. Здесь и намерение генерала Пралинского создать при помощи либерального поступка — посещения свадьбы своего подчиненного, ничтожного чиновника Пселдонимова, — анекдот о себе в исторически первоначальном, высоком литературном смысле. Здесь и катастрофическое разрушение этого замысла, и превращение всего происшествия в анекдот фольклорного типа, когда герой оказывается в положении сказочно-анекдотичного дурака. «Священнейший анекдот», который вымечтал тщеславный Пралинский, травестируется в скандальное происшествие, в финале которого вместо возвышенного образа добросердечного и не чурающегося общения с низшими сановника, пьяный до безобразия герой оказывается спящим на брачном ложе, приготовленном для молодых (травестийная аллюзия мотива феодального «права первой ночи»). По своей композиции это рассказ Достоевского «анекдота об анекдоте». Аналогичный прием использован в «Зимних заметках о летних впечатлениях» в рассказе о пьяненькой свахе, которая наутро после первой брачной ночи своих подопечных везет напоказ известное подтверждение «честности» невесты.

Михнюкевич В.А.