Роман-трагедия

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Роман-трагедия — одна из жанровых разновидностей романа, соединяющая в своей структуре содержательные и формальные признаки эпоса и трагедии как драматургического жанра. Роману-трагедии свойственно изображение трагического состояния мира и героя, который либо отрицает мир в целом, либо пытается гармонизировать его. Помимо общей трагической концепции действительности роману-трагедии присуще динамичное, напряженно развивающееся действие, неуклонно стремящееся к катастрофической развязке, укрупненность характеров, преобладание диалогов и монологов над авторскими описаниями и комментариями, сжатость и уплотненность художественного времени, замкнутость художественного пространства. О близости Достоевскому жанру трагедии в той или иной форме говорили представители разных идеологических и эстетических взглядов (Д.С. Мережковский, А.В. Луначарский, В.В. Вересаев, А.Л. Волынский и др.). Но термин «роман-трагедия» ввел в научный обиход Вяч. Иванов в 1911 г. Иванов считал, что в основе всех романов Достоевского лежит «трагедия конечного самоопределения человека, его основного выбора между бытием в Боге и бегством от Бога к небытию» (Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 298). Сейчас этот термин принят большинством исследователей наряду с другими жанровыми определениями романов Достоевского (полифонический, идеологический, философский, психологический и т.д.). Наиболее детально среди исследователей последних десятилетий развил в своих трудах концепцию романа-трагедии Ф.И. Евнин. В настоящее время понятие «романа-трагедии», разработанное поначалу лишь применительно к творчеству Достоевского, стало использоваться и для определения жанрового своеобразия других писателей (в частности романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»). Однако следует учесть и мнение тех исследователей, которые по разным причинам отвергают предложенный Вяч. Ивановым термин. Так, М.М. Бахтин не принимал определение «романа-трагедии», потому что трагедия как драматургический жанр чужда подлинной полифонии, она может быть многоплановой, но не может быть многомирной, она допускает одну, а не несколько систем отсчета (Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. второе. М., 1963. С. 22—23). По иным причинам считает неудачным термин «роман-трагедия» Г.С. Померанц, который полагает, что «роман Достоевского скорее может быть определен как антитрагедия, как полемика с эстетикой достойной и величественной гибели» (Померанц Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М., 1990. С. 16).

Воловинская М.В.