Мениппея

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Мениппея — один из жанров карнавализированной линии античной литературы, влияние которого, в соответствии с концепцией М.М. Бахтина, имеет определяющее значение для формирования диалогического романа Достоевского. Исследователь выделяет следующие жанровые особенности мениппеи, определяя специфику ее зависимостью от карнавального мироощущения: карнавальный характер смеха, который проявляется в первую очередь в его универсальности и амбивалентности; исключительная свобода сюжетного и философского вымысла, где фантастика выполняет функцию испытания философской идеи; органическое сочетание в мениппее фантастики, философского диалога, символики с натурализмом; философский универсализм и предельная миросозерцательность; трехпланное построение пространства: действие происходит на Земле, на Олимпе и в Преисподней; «морально-психологическое экспериментирование» и, следовательно, диалогический взгляд на человека как незавершимого, не совпадающего с самим собой, утратившего первоначальную цельность; обилие резких контрастов и оксюморонных сочетаний; наличие элемента социальной утопии; широкое использование вставных жанров, смешение прозаической и стихотворной речи, что свидетельствует о диалогичности жанра; злободневная публицистичность.

Хотя в творчестве Достоевского воспроизводятся и одновременно обновляются все жанровые признаки мениппеи, говорить о намеренной и сознательной ориентации писателя на античный жанр не стоит, ибо, по мысли М. Бахтина, «не субъективная память Достоевского, а объективная память самого жанра, в котором он работал, сохраняла особенности античной мениппеи» (Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. второе. М., 1963. С. 162). Возможными жанровыми источниками для Достоевского могли быть классические образцы античной мениппеи (М. Лукиана, Сенеки, «Сатирикон», «Золотой осел» Апулея и т.д.), и древнехристианские тексты, и многочисленные разновидности жанра мениппеи в западно-европейской литературе (полемическое произведение Буало «Герои романа», сатира Гете «Боги, герои и Виланд», «диалоги мертвых» Фенелона и Фонтенеля, М. Дидро, философские повести Вольтера, близкие к жанру мениппеи, и новеллы Э. По и Э. Гофмана).

Поэтика произведений Достоевского, по мысли М. Бахтина, пронизана элементами мениппеи и элементами родственных ей жанров (диатрибы, солилоквиума, симпосиона). В то же время ряд произведений Достоевского содержит в своей структуре относительно самостоятельные и относительно завершенные мениппеи. Например, в романе «Братья Карамазовы» мениппеей является беседа Ивана и Алеши в трактире. В эту мениппею, в свою очередь, вставлена вторая мениппея — «Легенда о Великом инквизиторе». Самостоятельной мениппеей считает М. Бахтин также беседу Ивана Карамазова с чертом. Более подробно в монографии М. Бахтина анализируются рассказы «Бобок» (1873) и «Сон смешного человека» (1877) как произведения, которые по своей жанровой сущности непосредственно восходят к мениппее.

Житкова О.Н.