Катарсис

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Катарсис — буквально «очищение» (Аристотель) или «омовение» (Б. Брехт), «просветление» (Л.С. Выготский) как результат трагического потрясения, которое не подавляет своей безысходностью, а производит «разрешающее» действие. Для творчества Достоевского, протекавшего в духе христианской трагедии, катарсис весьма характерен, своеобразие его проявлений определяется особенностями эстетики и психологизма писателя. Так, важнейшим и главным «аффектом», вызывающим катарсис в произведениях Достоевского, является сострадание, понимаемое как в нравственном, так и психологическом смысле. Поэтому у Достоевского часто катарсис связан с «болевым эффектом» (Назиров Р.Г.) от изображения мучительных и болезненно-трагических переживаний, исключающих, однако, безнадежность. В таких случаях «трагическое не заслоняется, но смягчается верой, надеждой и любовью, преображается в нечто новое» (Г. Федотов). Знаком катарсиса в произведениях Достоевского становится мотив слез, «сотрясающих» всего человека и прикасающих «к миру подлинного бытия, нравственного абсолюта» (Гальцева Р.А.), как например, в эпилоге «Преступления и наказания»: «вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени» (6; 421). Проведенный Достоевским комментарий характерно катартической сцены в романе Л. Толстого «Анна Каренина» (Вронский и Каренин у постели умирающей Анны), «когда преступники и враги вдруг преображаются в существа высшие, в братьев, все простивших друг другу» (25; 202), раскрывает функционально-художественный смысл катарсиса в его понимании как христианского исхода, христианского разрешения трагического действия, своими корнями уходящего в мифологическую почву и связанного с мифологическим переживанием «смерти — возрождения».

Борисова В.В.