Актуализация художественная

А Б В Г Д Е
Ё
Ж З И
Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш
Щ
Э Ю
Я

Актуализация художественная — (от лат. actualis — действенный) — использование выразительных и изобразительных средств языка таким образом, что они воспринимаются как необычные, выступают в функции остранения, деавтоматизируют восприятие читателя. В поэтике Достоевского все формы актуализации художественной, т.е. все формы преобразования разных привычных приемов речевого изображения, служат открытию человека-личности и его сознания, раскрывают глубинный диалогизм слова. По словам М. Бахтина, «Достоевский <...> сумел увидеть дух так, как до него умели видеть только тело и душу человека. Он продвинул эстетическое видение вглубь, в новые глубинные пласты, но не в глубь бессознательного, а в глубь — высоту сознания» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 313 — курсив М. Бахтина). Актуализация художественная осуществляется в творчестве Достоевского разными способами, самыми же любимыми являются индивидуальные метафоры, авторские неологизмы (слова-термины), оживление внутренней формы слова, реализация метафор, пародирование, ирония и игра слов (каламбур), переакцентировка слов и целых речевых высказываний. Все эти стилистические приемы нужны писателю, чтобы повысить значимость и убедительность изображения драмы сознания. Так, внутренняя метафоричность и символичность пронизывает все номинативные элементы произведения (названия книг, частей, глав; имена, фамилии, прозвища всех героев). Названия городов, сел, местечек (топонимы) в произведениях Достоевского имеют ярко выраженную ценностную семантику, призваны активизировать сознание читателя, т.е. постоянно являются средством актуализации художественной. Многочисленные авторские неологизмы, слова-термины, расширяющие философско-смысловой план повествования («затишье порядка», «смешной человек», «случайное семейство», «человек из бумажки»), выполняют ту же функцию, особенно успешно этот прием реализуется в философской прозе Достоевского. («Зимние заметки о летних впечатлениях» 1863 г., «Дневник писателя» за 1876—1877 гг.). Многие слова в поэтике писателя с помощью тавтологии, оживления внутренней формы слова существенно расширяют смысловое поле рассказа, усиливают качества, характеризующие героя («Эх ты, Сироткин <...> сирота ты казанская» — «Записки из Мертвого дома»; «какая-то писарская фигурка <...> писаря, Писаренко...» — «Двойник»). Часты и удачны такие способы актуализации художественной, как реализация метафоры, например, эпизод в «Бесах», когда Ставрогин буквально «провел за нос» «почтеннейшего старшину дворянского клуба Петра Павловича Гаганова», сделав тем скандал. Огромна в поэтике Достоевского роль перефрастических обозначений, героев, событий. Например, в «Записках из подполья» Лиза метко и многозначительно названа «рижской уроженкой», а автор «Записок» «подпольным парадоксалистом». Но, пожалуй, наиболее мастерски, разнообразно и выразительно использует писатель такие способы актуализации художественной, как пародийное слово, ирония, каламбур, переакцентуация чужих высказываний («Ходил развлекаться — попал на похороны... Лет двадцать пять, я думаю, не бывал на кладбище; вот еще местечко! Во-первых, дух. Мертвецов пятнадцать наехало. Покровы разных цен <...> Причту нельзя пожаловаться: доходы. Но дух, дух. Не желал бы быть здешним духовным лицом»). Или, например, афористичная гладкость и внешняя завершенность монолога Степана Трофимовича Верховенского в «Бесах» служит разоблачению его несостоятельности, ибо у него нет своей правды, здесь фоном, переакцентирующим высказывания, служит судьба героя и всех его воспитанников: «Друг мой, я всю жизнь мою лгал, даже когда говорил правду. Я никогда не говорил для истины, а только для себя, я это и прежде знал, но теперь только вижу...». Всеми способами художественной акцентуализации Достоевский меняет условия восприятия читателем человека и его сознания, эти условия повышают значимость необходимости диалогического понимания как в жизни, так и в литературе. Все приемы актуализации художественной стимулируют авторскую активность, позволяющую героям, их сознаниям самостоятельно раскрыться до конца.

Акелькина Е.А.